Новое

Отстройка

Крайне неудобно, что нет у нас оппозиции в европейском смысле слова. Есть т.н. «системная оппозиция», отличающаяся от ЕР только расписанием приёмных дней у кураторов. И есть «борцы с режимом» — разношёрстная братия, пытающаяся как-то улучить момент и создать какой-никакой политический кризис. Есть забавные миксы первого со вторым — СР.  Но оба эти занятия — унылое дрыгоножество. Опять же, тяжёлым наследием сурковских времён является привычка сторон — соотв. «охранителей» и «борцов» — вести непрерывный взаимный срач, в котором одни обязательно воры и лгуны, а другие — дураки и шпионы.

Если бы сегодня была такая точка, из которой можно было бы квалифицированно и предметно оппонировать по существу принимаемых решений — не в режиме борьбоебли, а в режиме диалога — я бы уже был там. Такой точки нет. Ею никогда не была Дума — ни в 90-е, ни тем более теперь. То же можно сказать и о разного рода экспертных площадках — «гражданские форумы», «общественные палаты», «открытые правительства» и т.п.: все они вырождаются в режиссируемый, но от этого ещё более тоскливый спектакль.

Остаются медиа. Но с учётом чудовищно низкой квалификации как журналистов, так и читателей, никто не тянет уровень. Трудолюбовскую полосу в «Ведомостях», как правило, без смеха сквозь слёзы читать невозможно — за редким исключением, когда туда случайно вдруг опубликуется кто-то дельный (как правило, нерусский). «Коммерсант», наоборот, уныл и зануден — за исключением «уголка идиота» (колесников/кашин/далее везде). «Эксперт» давно превратился в органчик. Газета.ру занимается в основном самопропагандированием. «Культурные люди» из афиш/снобов/БГ/ — самолюбованием. И нигде не в моде привычка думать хотя бы ещё один раз, перед тем как писать.

Мне нужна критика не из той позиции, что «они» — кретины и ни на что не способны (вар. жулики/криптосталинисты/агенты ЦРУ), а из той, что принимая решения, надо иметь в виду весь набор вариантов и, соответственно, возражений. И строить альтернативы. В т.ч. и кадровые.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма