Новое

Тезисы о политическом образовании

Обобщаю опыт своих и не только недавних попыток создать политическую школу. Пока получается вот что.

Политическое образование

1. Является ли политическая деятельность профессией? В строгом смысле нет. Соответственно, создать ПТУ или «колледж», где обучали бы политике примерно так же, как, скажем, рекламе, ткацкому делу или переводу на английский, нельзя.

2. Это не значит, что политическая машина демократии востребует только «высшие» компетенции. В ней достаточное количество разных узкоспециальных позиций, для занятия которых достаточно набора вполне «ремесленных» навыков. Такие люди не смогут стать политиками, но вполне смогут стать администраторами, функционерами, пиарщиками, полевиками и т.д. Все политические структуры испытывают хронический дефицит такого рода обученного «обслуживающего персонала», поэтому ограничиться такого рода специализацией при построении разного рода «школ» могло бы быть вполне достаточным.

3. Тем не менее, для выращивания политического лидера оснастить человека набором специальных технологических знаний недостаточно. Необходимо развивать базовое свойство — способность к политическому мышлению. А также тренировать набор сугубо личностных качеств, к «знаниям» вовсе не относящихся — скорее не skills, a abilities: воля, ответственность, способность управлять людьми, искусство публичной коммуникации и т.д., и т.п.

4. Что такое политическое мышление? Не углубляясь далеко в концептуальные споры, изложу рабочую версию назывным образом.

Первое определение (апофатическое): это мышление «по ту сторону» имеющихся правил: то, что роднит его с криминальным и противопоставляет юридическому. Но политик в то же время должен быть и юристом тоже: он оспаривает правила не для того, чтобы их нарушать, а для того, чтобы их изменить и ввести новые. Одновременно прокурор и преступник.

Второе. Политик должен быть одновременно философом и практиком (реалистом). Философом — значит способным мыслить абстракциями, практиком — значит уметь переходить от абстракций к конкретике и от слов к делу — и обратно, совершая в одном случае редукцию, а в другом — интегральное усложнение. Одновременно философ и деятель.

Третье. Политик должен быть одновременно аналитиком, способным быстро разобраться в любой новой для себя теме на необходимую для принятия решения глубину, и зодчим-проектировщиком (в бытовом языке тут используется слово «креатив») — способным создавать и удерживать в голове сложные проектные конструкции. Одновременно аналитик и конструктор.

Четвертое. Политик должен уметь быть «своим» для любого из социальных слоев, с которым приходится коммуницировать; притом желательно быть своим со всеми ними в одно и то же время. В первую очередь это важно в крайних точках: верхний слой (т.н.»элиты») и наиболее массовый обывательский слой (т.н.»большинство»). Одновременно пролетарий и аристократ.

Пятое. Политик должен удерживать в голове микро- и макроуровень: от деталей быта отдельного человека или домохозяйства до глобальных цивилизационных процессов. Назовем это микро- и макрополитикой.

Шестое. По обе стороны границы. Политик должен одновременно существовать в национальном контексте (делая вид, что никакого другого как бы и нет), и при этом всегда держать в голове мировую рамку, понимая, что на самом деле т.н.»внешняя» и «внутренняя» политика — это одно и то же.

Седьмое. Генерал и партизан. Необходимо одновременно держать в голове статусные иерархии, с пониманием их важности и ценности (а если надо, то и создавать их), и вместе с тем быть поверх них, при необходимости сдавать любую, сколь угодно «ценную» формальную позицию ради возможности действия.

Список неполный — не более чем собранные для ровного счета семь красивых оппозиций. Но даже в этом раскладе непонятно, как (и кому) всему этому учить.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма