Новое

Химкинский узел

В продолжение разговоров в твиттере

Взять пресловутую проблему химкинской трассы. Покойный Глазычев в свое время довольно подробно это разбирал, именно как пример нагромождения градостроительных и управленческих ошибок.

В принципе, уже лет 20 назад было понятно, что Химки — это bottleneck питерской транспортной артерии. Уже само то, что на магистрали двойная нагрузка — транспортный поток в направлении Москва-Питер и к аэропорту — само по себе нехорошо. Однако ситуация стала много хуже с того момента, как вокруг нее начали строиться один за другим огромные торговые центры — Икея, Мега, Рамстор, «Гранд» и т.д. Поскольку они рассчитаны в основном именно на «автомобильный» шоппинг, нагрузка на трассу стала не двойной, а тройной, плюс возникла проблема развязок. Теперь сколько ни расширяй путепроводы, в часы пик там всегда будет столпотворение. Но этого мало: с «московской» стороны рубится огромная, чуть не по восемь полос в каждую сторону, «новая Ленинградка» — и упирается куда? Туда же, в «бутылочное горлышко» Химок. Теперь выхода, считай, нет: как минимум питерский, а лучше бы и шереметьевский потоки приходится направлять в обход — для чего, собственно, и строится теперь та самая дорога через тот самый Химкинский лес.

При этом сами Химки — тоже ведь город немаленький. 300 тысяч жителей — у нас многие областные центры имеют такое же население. Из них работающих примерно половина, из которых половина же в Химках только живут, а работают — в Москве. И им каждый день на работу надо ездить. Единственный способ доехать до Москвы вовремя — электричкой со станции Химки; но если посмотреть на карту города, становится видно, что чуть ли не половине жителей даже до этой станции добраться — целое дело. Автобус, считай, умер вместе с движением по Ленинградке в часы пик. Есть таджикомаршрутки до Речного: кто на ней ездил (я ездил, никому не желал бы: любая такая поездка — подвиг Гастелло). К тому же они до Речного, а на Речном утром и вечером — вавилонское столпотворение одними только местными силами. Остается личный автотранспорт — а значит, плюсуем еще несколько десятков тысяч автомобилей к ежедневному потоку по многострадальной Ленинградке.

По уму, все что слева от Ленинградки (если смотреть из Москвы), надо потихоньку переориентировать в «красногорско-волоколамскую» сторону. Уже сейчас куча автобусов едет оттуда до Планерной, да и из Шарика или в Шарик легче проехать именно с той стороны. Там тоже перегруз, но все-таки не такой. В идеале — продлить туда метро именно от Планерной (а не от Речного) — это бы распараллелило потоки. Что до автодвижения, то, к сожалению, Волоколамка тоже «не резиновая» — на ней и так висит весь северо-запад и Митино с Красногорском впридачу. Можно, конечно, ориентироваться даже на Новоригу — но это буквально «за семь верст киселя хлебать».

Что же до «старых» Химок — тех, которые по правую сторону от Ленинградки, то тут положению могли бы помочь даже ветки «легкого метро» до Речного (заодно бы и Бусиново подцепили — там тоже десятки тысяч живут) — или хотя бы экспрессы до Ленинградского вокзала вроде мытищинских. А вот с автодвижением, как ни крути, нужна она, эта самая клятая трасса через Химлес. Но даже безотносительно к тому, что ее можно было проложить чуть иначе, важней понимать другое: ее необходимость — это расплата за многолетние предшествующие ошибки в планировании транспортных потоков. Или, называя вещи своими именами, погоня за быстрой прибылью в ущерб долгосрочным приоритетам.

Химки сегодня — это «гордиев узел». И кто б ни стал мэром, распутать его с «муниципального» уровня невозможно. Здесь нужны совместные действия Москвы, Мособласти, самих городских властей и федерального центра. И деньги. Очень-очень много денег.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма