Знаковое, не побоюсь этого слова, интервью Жижека «Афише». Даром что в роли интервьюера — Будрайтскис, этот Илья Яшин наших левых. Но на дурацкие вопросы — довольно внятные ответы.
При том, что видно, насколько философу не хватает базовых знаний о «презренной материи» экономики. Он своей мощной философской чуялкой чует, куда надо копать, но лопаты нет — а без лопаты всё, что ему остается — играть персонажа своего же анекдота про черногорцев и онанизм (нашел ямку, засунул туда член и ждет землетрясения).
Какие-то «итальянские левые экономисты», открывшие — спасибо, кэп — что прибыль замещается рентой… нет, ну интересно, конечно, но ведь это же только одно из следствий, и не самых важных.
Но это не отменяет точности первичного диагноза: борьба за демократию в странах вроде России бесполезна именно потому, что демократия даже и в «большом» мире перестала справляться с капитализмом — зато тот, в свою очередь, нашел радикально новые способы упромысливать демократию. Это тот самый процесс, который некоторые особо подозрительные европейские интеллектуалы уже окрестили «путинизацией Запада». Конечно, не в Путине и не в России дело — наш нацлидер всего лишь довольно рано уловил мировую тенденцию и неплохо на ней «подлатался». Но старая советологическая привычка приписывать России модельность даже там и тогда, где и когда ее уже и в помине не осталось, сослужила свою службу отцу-государю.
Путинская Россия вряд ли может считаться мировым оплотом демократии, но зато она совершенно точно стала оплотом глобального капитализма. На зависть тем, кто уже сотни лет «в этом бизнесе». Даже несмотря на довольно скромную роль России в мировом производстве. Примерно как кадыровская Чечня — форпост путинизма среди кавказских режимов, точно так же и путинская Россия — форпост финансового капитализма среди emerging markets. Мы успешно построили у себя «капитализм по Суслову», капитализм из советских антибуржуазных агиток — кои, кажется, были основным источником информации о Западе у наших архитекторов.
Опять же. Когда я наблюдаю за тем, как нью-йоркские либеральные интеллектуалы шпыняют Райана, Санторума, Кристала-младшего и иже с ними, то не могу не заметить, что основная линия атаки — стилистическая: сейчас это все уже не модно, это уже не носят. Айн Рэнд, Лео Страусс, laissez-fair, рейганизм-тетчеризм — это как прийти на работу в офис в напудренном парике и камзоле: коллеги посмеются и скажут ласково — экий ты чудила. А у нас, у нас… это все даже толком еще и не начиналось, проходит по разряду «актуальных увлечений амбициозной молодежи». Немудрено, что у них — «оккупай Уолл-Стрит», а у нас — «оккупай-Абай».
Впрочем, в Ливиях-Сириях вон даже откровенный секонд-хенд канает за «новую коллекцию».