Новое

Лабораторная

Был сегодня в осиротевшей лаборатории Глазычева в МАРХИ. Собственно, повод был довольно неприятный — что бы такого сделать, чтобы ее не выселили из того закутка, который она занимает. Поговорили там с коллегами покойного ВЛ про разное, в том числе — довольно подробно — про будущее Подмосковья.

То, что на химкинских выборах темой №1 стал транспорт, это, конечно, предсказуемо и понятно. Однако ведь транспортные проблемы — это, мягко говоря, лишь вершина айсберга. Более того: сводить все к ним было бы ошибкой. Город, в котором живет 300 тысяч человек, никак не может рассматриваться в качестве бесплатного приложения к транспортным магистралям. «Вопрос же не в том, как построить еще сколько-то там дорог и развязок» — говорит мне специалист. «А в том, как сделать максимально быстрым и комфортным перемещение людей по их ежедневным маршрутам».

Надо сказать, «наследство» для будущих руководителей там аховое. Впрочем, как и в большинстве московских городов-спутников — везде одно и то же. Глупая жадность, годами правившая бал, заменившая и стратегию, и тактику градоправительства, привела к откровенной геттоизации этого некогда вполне пригодного для жизни места. Самое большое зло — это частокол многоэтажек «жилья эконом-класса», натыканных в любом мало-мальски пригодном для застройки месте. Люди купили дешевое жилье, не понимая в полной мере, что по сути они покупают «спальное место». Дворы, забитые автомобилями; дефицит детских садов, очереди в поликлиниках, шум, загазованность, дорогая и проблемная «коммуналка». В некотором роде эталон «того, как нельзя».

Кстати, к Чириковой и ее активности специалисты-градопланировщики относятся вполне благодушно и с пониманием. Да, говорят они, в «конструктивной части» все, что она предлагает, наивно и некомпетентно, но слушать-то надо не это. Столь модная у москвичей лебедевская позиция «это не лес, а мусоросвалка» не «схватывает» ситуацию. Дело ж по существу не в пресловутом «лесе» с тамошними зайчиками, белочками и жуками-короедами. А в том, что живущей в Химках семье попросту некуда пойти погулять с детьми на выходных. Да и в будни пробираться вечерами от остановки маршрутки среди стоящих чуть не друг на друге авто до подъезда — тот еще квест. Вообще, глазычевский подход — не пытаться искать у «гражданских активистов» готовых решений; их кличи нужны вообще не для этого — а для того, чтобы можно было точнее нащупать нерв проблемы.

Опустив для краткости диагностическую часть (саму по себе интересную, но уже многое сказано и без того), перейду сразу к разделу «предложения».

1). Беда всех городов ближнего Подмосковья — дворы с узкими проездами, превратившиеся целиком в одну большую стихийную парковку, где островками виднеются остатки детских площадок, мусоросвалки и чахлый газон. Наиболее разумное, что можно было бы сделать — это «гонконгский» вариант с созданием на уровне первых двух этажей домов единых закрытых пространств, где первый «технический» этаж целиком отдается под автопарковку, а выше — пешеходная зона с растительностью, досуговой зоной и магазинами шаговой доступности. В нашем климате это еще и ценная возможность передвигаться по полуотапливаемому и защищенному от снега, дождя и ветра пространству в масштабах целых кварталов. Разумеется, одного технического этажа не хватит — понадобятся и многоэтажные паркинги в количестве.

2). Ленинградку в ее нынешнем виде и в самом деле лучше тупиковать — или, во всяком случае, жестко разносить транзитный и местный потоки. Идеальный вариант — если она станет чем-то вроде внутренней центральной улицы города (плюс «шопинговый» трафик к торговым центрам), а транзитный трафик уйдет в обход.

3). Необходимо переломить тенденцию к превращению Химок в «спальный город», большинство трудоспособного населения которого работает в Москве. Причем нужно создавать не просто «рабочие места», а такие, которые могли бы быть заняты местными жителями, причем выбравших эти места взамен аналогичных московских предложений. Это уже вопрос инвестполитики, причем с опорой не столько на экономические показатели, сколько на объективную карту имеющихся трудовых ресурсов. Проще говоря, адресно перетаскивать в город именно такие предприятия, которые возможно максимально укомплектовать местными кадрами, и как-то дополнительно стимулировать привлечение на работу именно местных жителей. Более сложный вариант — компенсировать размен жилья, предоставляя предприятиям возможность выкупать для своих сотрудников жилье непосредственно в городе у местных с тем расчетом, чтобы они могли купить аналогичное в Москве или где-то еще.

4). Ввести полный мораторий на любое дальнейшее жилищное строительство в городе на длительный — минимум 10-15 лет — период. Возможно, понадобятся и более радикальные и непопулярные решения, вплоть до сноса и расселения части уже построенных домов. Но это надо смотреть каждый конкретный случай.

5). Основной приоритет в строительстве, кроме транспортного — социальные, потребительские и досуговые объекты. Поликлиники, детские сады, школы, магазины (и не мегамоллы, а «капиллярная» сеть снабжения товарами повседневного спроса), рестораны, кафе, кинотеатры, парки, пешеходные зоны, спортивные объекты и площадки. Наиболее перспективные в этом отношении как раз шопинг и развлечения. Общий принцип — максимум «городской» жизнедеятельности внутри самого города, так, чтобы минимизировать ежедневную необходимость выезжать в Москву для большинства жителей. Все, ради чего среднестатистический сегодняшний житель обычно едет в Москву, должно быть максимально приближено к дверям его подъезда.

6). Гидрогеология района Химок, к сожалению, практически исключает возможность продления туда метро — можно сколько угодно это обещать, но при нынешнем уровне развития технологий дальше обещаний ничего не получится. Нужно продумывать варианты скоростного наземного или даже надземного масс-транзита до Речного и/или Планерной. Кроме того, есть проблема транспортной связности внутри самого города — добраться из одного конца Химок в другой в некоторые часы даже труднее, чем из конца в конец Москвы.

7). Магистрали, среди прочего — основной фактор неблагоприятной жизненной среды. Отсюда, во многом, и реакция на любые новые дорожно-строительные проекты — из жизненного опыта. Шум, загазованность, вибрация. Целая большая работа — изолировать их, насколько возможно, от районов жилой застройки. Железную дорогу в городской черте (как это делается во многих европейских городах) правильнее всего было бы вообще закрыть тоннелем, углубив, насколько позволит та самая гидрогеология, в землю. Вдоль автотрасс — не только Ленинградки и новой М-11, но и крупных локальных артерий — необходима хорошая шумоизоляция; в какой-то части следовало бы «затоннелить» и их.

Все вышесказанное имеет важную уязвимость. Единственный понятный долгосрочный эффект всех тех огромных вложений, которые потребуются для реализации подобной программы — рост капитализации тамошнего жилья, и то в перспективе 10-15 лет. Русский бизнес подобными горизонтами мыслить не привык. Наш стройкомплекс — это «склепал, продал, свалил», а дальше пусть живут себе как хотят. Ни управленческой культуры, ни коммерческих стратегий, ориентированных на такую работу вдолгую, в стране попросту нет. Возможно, их еще только предстоит создавать. Но альтернатива «инерционного сценария» — это постепенное превращение Химок в трущобы, где в дешевом (и постоянно падающем в цене) жилом фонде будут обитать в основном те, кому сильно не повезло в жизни. Проще говоря, «русский Гарлем».

Сказанное обращено ко всем кандидатам — провластным, оппозиционным, любым. Как выражается в таких случаях кандидат в мэры Химок Б.Х.Обама, «It’s not about our parties. It’s about our people».

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма