Новое

За ту сторону-3. По форме

Любая выборная кампания содержит в себе две — агитационную и мобилизационную. В ходе первой ты убеждаешь людей перейти на твою сторону, в ходе второй ты конвертируешь эту убежденность в голоса. Играя за оппозицию в Химках, и ту и ту кампанию делать довольно трудно, но вторую — труднее, чем первую. Первая, если грубо упрощать, сводится к нехитрой психологической операции — конвертировать широко разлитое в «целевых группах» недовольство хреновой, неудачной, необустроенной собственной жизнью в недовольство властями предержащими. Вторая — в том, чтобы побудить брюзжащих оторвать задницу от дивана (а взгляд — от телевизора) и пойти на избирательный участок.

И в том, и в другом случае проблемой является дефицит каналов коммуникации. Медийные ее не очень-то покрывают: целевая аудитория новостями интересуется мало, газет (кроме как с телепрограммой) не читает, в интернетах если и сидит, то в лучшем случае по работе или в «одноклассниках». Полевая кампания тоже трудна — чуть ли не полгорода у себя дома исключительно спят, а все остальные жизненные процессы — в Москве или на трассе туда-обратно. Идти по низовым структурам, всяким НКО и т.д. тоже не получится — там все давно и прочно схвачено админресурсом, да и охват их тоже ограничен. Мест скопления людей как таковых не существует, если не считать остановок общественного транспорта, где поди еще поговори с хмурыми, спешащими на работу людьми.

Можно было бы идти через торговлю — но засада в том, что значительная часть химчан отовариваются в ближайших «икеях» и «мегах», где охрана всегда начеку. А в мелкие дешевые магазинчики ходят в основном бабушки и мамы с детьми — тоже не самый разговорчивый за политику контингент.

Наружка — листовки, буклеты, брошюры и т.п. — не будучи «защищенными», воспринимаются как мусор, благо довольно быстро в него и превращаются, валяясь тут и там. Ошибка Митволя, буквально засравшего город своей агитпродукцией, состоит в игнорировании именно этого момента. Лучше никакой агитации, чем такая. Почтовые ящики давно уже превратились в средоточие коммерческого спама, и разбавлять его политическим — тоже дохлый номер. Я уж молчу про более «горячую» коммуникацию — типа телефонной.

В этой ситуации самое узкое место кампании — вербовка лояльного актива, «проводников» кампании на ее агитационном этапе. И эта проблема требует творческого, нестандартного решения. Не хочу здесь предлагать варианты — это было бы раскрытием деталей профессиональной кухни. Скажу только, что таковые были.

Чирикова же пошла по пути наименьшего сопротивления — ее штаб стал таскать в кампанию второразрядных московских звезд, в расчете ловить человеков на громкие имена. В диапазоне от Навального до Шаца-Лазаревой. Ничего более унылого нельзя себе представить — реакция аудитории тут может быть в лучшем случае «пошли в цирк говорящую собачку посмотреть». Опять же, Паук полностью закрыл даже и эту нишу.

Огромную роль играло стилистическое решение кампании. Но и Чирикова, и Митволь предсказуемо выбрали зеленый цвет, как будто они идут на выборы в Египте от «братьев-мусульман». Запомните: хотите выигрывать — боритесь за красный. Кока-кола выиграла у Пепси-колы именно поэтому; а Едро слило в прошлом году не в последнюю очередь из-за того, сделало ставку на свой мертвецкий синий. В России, где «красный» и «красивый» долгое время означало одно и то же, это верно даже больше, чем всегда.

Правильно подобранные слова тоже важны. Попытайтесь вспомнить навскидку хоть один яркий слоган из кампании в Химках — что у Ч, что у М. Их не было. Унылый нудеж. Шахов, с его довольно неожиданным для официального кандидата «Химки по-новому», выиграл и на этом поле.

И тем не менее — мобилизационная кампания. Не было внятной и убедительной версии, почему именно здесь и сейчас происходит нечто судьбоносное, в чем принять участие необходимо и обязательно. Наоборот, оппозиционеры всю кампанию орали о фальсификациях, Чурове и т.д., тем самым обрубая явку (хотя им-то как раз она была выгодна более высокой). Логика такая: «даже если я против режима, зачем ходить на выборы, если там все равно все посчитают как надо?» Если б та же Чирикова говорила, что это будут первые честные выборы за много лет, реализация гражданских прав, отвоеванных зимой на Болотной и Сахарова — неважно, так это или нет на самом деле, процентов 5 она б себе прибавила только этим.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма