1. Город — точка силы, деревня — точка слабости. В истории город порождает деревню, а не наоборот (Джейкобс)
2. «Город» и «государство» как конкурирующие институты. Древние царства (особенно Вавилон и Ассирия в контексте дихотомии «стато-ассабия» ;)). Греческие полисы. Рим как город и как государство — конфликт логик (сюжет Гракхов)
3. Средневековые империи и города-государства
4. Русский сюжет: «Москва» против Новгорода
5. Великая огнестрельная революция: стены больше нет
Рим, Лондон и Париж нового времени — Урбан, Нэш, Осман
Екатерининская перепланировка городов
Апофеоз конфликта: Парижская коммуна
«Буржуазные революции»: буржуазный значит городской. Марксов «рабочий класс» как «исключенные» городской цивилизации.
Русская революция: Петербург-Петроград, Москва, промышленные центры — как очаги конфликта
Полис и политика: демократия — пространство договоренностей вооруженных мужчин — ограниченное городской стеной, добавлю я.
Демократия возникает по поводу предметов и благ общего пользования, а также правил общежития на ограниченном пространстве. Причем именно в ситуации, когда монопольное управление по принципу «я сказал» не работает. Территориальная экспансия требует империи — Греция, Рим; городское самоуправление, оказавшись в «имперской» повестке, рано или поздно пасует перед «цезарями».
Раковина моллюска: к вопросу об архитектуре. Пространственное обрамление жизни. Моллюск создает раковину, но раковина формирует моллюска (придает форму его существованию и остается после его смерти пустой формой).
Пространство, создающее людей.
Русская экстенсивная модель освоения ресурсов — от подсечно-огневого кочевания до нефтегазовых городов Западной Сибири. Глазычевская «слобода» — как нечто среднее между юртой кочевника и домом европейца. Исчезнувшая Мангазея, дранг нах Остен до Аляски и Калифорнии за пушным зверем, город как опорный пункт ресурсного освоения (охраняемый склад свозимого туда «добра»). Масштаб и вместе скудость пространства играют злую шутку: выращивать — умаешься, так что лучше взять поменьше с бОльшего пространства, благо само пространство — менее дефицитный ресурс, чем все остальное. Плюс — деревянная Россия, дерево как материал для временных построек.
Экстенсивная модель способна прокормить небольшое население, выше опр порога всегда начинается голод — см вторую половину 19 и первую 20 века. Мальтузианство как рабочая гипотеза при условии редукции технологий (читай — городов). Айны в Японии.
Тетраэдр:
плоскость 1 — город как пространственная форма
плоскость 2 — город как бюджет
плоскость 3 — город как социум
плоскость 4 — город как правовое пространство (совокупность писаных и неписаных норм и правил)