Плоскости тетраэдра:
1) город как пространственная форма
2) город как экономическая система
3) город как социум
4) город как свод норм и правил
К каждой из плоскостей опускаем перпендикуляр из противолежащей вершины. Получается:
1) Чертеж: генплан, мастер-план, план-макет, 3-D модель, любой другой способ описания пространственной формы
2) Таблица: «стратегия экономического развития», бюджет, смета, бизнес-план — любое другое описание, редуцируемое к финансовой формуле
3) Нарратив: «стратегия социального развития», образ человека/общества будущего, антропологическое описание/модель, ТЗ для социального инженера
4) Норма: конституция, закон, завет, план/проект законотворчества
Все вышеперечисленное — способы, методы, языки создания стратегии. Любой из них может быть (и в разных странах в разные эпохи бывает) основным, опорным, остальные в этом случае оказываются в подчиненном положении.
Скажем, СССР — это система, в которой опорным был третий — «социальный» — способ стратегирования. Главной задачей системы, оправдывающей сам факт ее существования, было провозглашено строительство социума будущего — коммунизма. Этой сверхзадаче — и, соответственно, стратегии — были подчинены остальные три: пространственная, экономическая, правовая. Пространственный аспект разберем подробно позже, экономический — семидесятилетняя драма взаимоотношений идеологии с экономикой в СССР — много кем и с разных точек зрения описан и без меня. Что до правового, достаточно держать в уме тот факт, что за ХХ век Россия пережила в общей сложности 7 «конституций», считая вместе с Манифестом 17 октября и Конституцией РСФСР-РФ, действовавшей в 1991-93.
В отличие от СССР, в РФ после 1993 г., как ни парадоксально, долгое время опорным был четвертый — «нормативный» — перпендикуляр. Определенным образом индоктринированная политическая команда, победившая в результате событий сентября-декабря 1993 г., построила свою управленческую стратегию на нормативной основе. Приняв за неотменимую руководящую догму набор сугубо правовых принципов, в т.ч.: частная собственность, конкурентная рыночная экономика, многопартийная демократия и т.д., эта команда попыталась привести в соответствие им аморфную, «ускользающую» из-под управляющей длани российскую действительность.
Однако по мере того, как по большинству пунктов получался нулевой или отрицательный результат, система все больше соскальзывала — и в итоге соскользнула во второй — «табличный» способ стратегирования, через управление цифровыми показателями экономического развития/эффективности/роста. Сегодня — усилиями, с одной стороны, Грефа и его питомцев, а с другой — Кудрина и его последователей, основным инструментом стал именно он. В конечном итоге это спроецировалось даже в политику: результат ЕР/Путина/»власти» на выборах — такой же индикатор, как и, скажем, уровень дохода на душу населения.
Моя гипотеза состоит в том, что ни одна из описанных проекций не «схватывает» предметную реальность в мере, достаточной хотя бы для достижения управляемости. Оптимальная конструкция системы -задействование всех четырех режимов в правильно подобранном балансе.