Кстати, надо бы еще раз почетче сформулировать опорный концепт «Боль vs. Пустота». В тексте by Виктор Осипов про живую и мертвую воду это было, но как элемент более сложной конструкции.
Итак. Речь о проблеме смысла. Боль, при всех своих недостатках, имеет одно важное достоинство — она снимает проблему смысла: просто за счет того, что центрирует мир вокруг себя. Там, где у тебя болит, и есть центр твоего мира — локальный, ситуативный, но от этого не менее безусловный. Выход на метапозицию — это, среди прочего, возможность уйти от боли, в спокойную позицию равновесия. Но здесь тебя подстерегает другая ловушка — ловушка пустоты. Там, где все описывается через игру концептов, через отстраненно-рефлексивное восприятие происходящего, немедленно возникает проблема бессмысленности. Буддистская пустота оборачивается депрессией же, но по совсем другой причине — не за что ухватиться, не на что опереться, возникает ощущение непрерывного свободного падения в бесконечную бездну. Боль возвращает к реальности, но и чудовищно искажает рефлексию — о том, что у тебя болит, ты не можешь думать спокойно.
Выход из этого противоречия — диалектический, через поиск третьего: синтеза, который не был бы при этом компромиссом. Не вполне ясно пока, что это — но путь точно лежит по лезвию бритвы между Сциллой боли и Харибдой пустоты.