Тезисы by Виктор Осипов по итогам собрания философского кружка New Cave
1. В современном языке существуют концепты «детства» и «взрослости», ценностно нагруженные и применяемые для характеристики различных явлений.
2. Выдавая себя за «естественные», эти концепты являются продуктами идеологического конструирования, они не существовали везде и всегда.
3. Современный концепт детства опирается на представления о Золотом Веке и Рае до грехопадения. Ребенок еще не знает, что жизнь – есть страдание. Именно в этом отличие взрослого, который уже это знает.
4. Взрослый имеет перед ребенком преимущество знания сущности жизни. Но это знание неприятно, поэтому лучше быть ребенком.
5. В основе этих представлений лежит спорная идея о том, что жизнь – есть страдание, а познание этой сущности жизни – есть взрослость. Кроме того, здесь же работает очень сильный штамп «Хорошо, там где нас нет»
6. Данная идея, очевидно, опирается на гностические представления о мире, созданном злым демиургом. Естественно, знание о подлинной природе мира в такой ситуации является тяжелым и неприятным бременем. «Многие знания – многие печали»
7. В реплике Аввакума «Выпросил у Бога светлую Русь сотона» гностицизм приобретает специфическую и очень характерную для России территориальную окраску.
8. Не случайна и ценность «правды» в русской культуре и такая распространенность словосочетания «горькая правда».
9. Подобный подход предполагает две связанные противонаправленные тенденции – стремление максимально долго сохранить детство и критику инфантилизма.
10. Мир детства – мир игры, беззаботности. В мире детства страдание существует как то, что делает игру интереснее и ярче, позволяет принимать участие в приключениях. Но сущность жизни – радость и счастье.
11. Желание продлить это райское состояние понятно, но критики подвергают атаке безответственность детского состояния, иллюзорность его взглядов и проявлений, вплоть до глупости. Ведь правда горька, и, пока ее не узнаешь, не станешь настоящим человеком. Вообще, в ряде дискурсов именно «взрослость» — это и есть настоящая жизнь.
12. Страдание как сущность этой настоящей жизни может очень по-разному концептуально обосновываться (буддизм, христианство, левые учения об отчуждении), но в итоге представляется результатом «познания добра и зла»
13. Интересно, что воображаемый конструкт, в котором сущность реальности – это не страдание, а счастье, совсем по иному расставляет акценты на детстве и взрослости. В таком понимании взрослый, как более развитый физически и интеллектуально, может в большей мере испытывать радость жизни.
14. Впрочем, в ребенке есть преимущество бесконечной потенциальности, возможности прожить любую жизнь и испытать счастье разными способами. Взрослый от ребенка отличается тогда мерой реализации. Но прекрасен бутон, прекрасен и распустившийся цветок.
15. Если сопоставить Богочеловечество Христа с диадой «взрослый – ребенок», то Божественная природа, как ни странно, это скорее ребенок с его безграничными лежащими впереди возможностями, а человеческая природа – это взрослый, который смертен и может быть завершен. Как стихотворение или картина.
16. Произведенное Христом избавление – это избавление от страдания и смерти. После его участия Божественное неразрывно сочеталось с человеческим. «Будьте как дети»