А ведь если, по Данилову, история — это время плюс смысл, то «конец истории» — это либо проблемы со временем, либо проблемы со смыслом. Правда, есть еще вариант — проблемы с плюсом; то есть время отдельно, а смысл отдельно.
Хотя по факту конец истории возникает тогда, когда есть проблемы с сюжетом. Как в конце 80-х: вроде бы противостояние Запада с коммунизмом закончилось победой Запада, но какая-то она была странная, эта победа. В Берлине да, слом стены, все ликуют, все понятно. У нас слабенько то же самое в августе-91 со сносом Феликса, и то толком непонятно, кто кого победил, и уж точно неочевидно, была ли это, собственно, победа Запада над коммунизмом. А декабрьский распад СССР — это вообще никакая не победа, это «никто ничего не понял», какие-то жулики собрались и договорились — нет места для триумфа. Да и Сталин, как его ни закапывали начиная с ХХ съезда, и сейчас живее всех живых, что убедительно демонстрирует сталиносрач по любому пригодному поводу.
Короче, в отличие от «Берлина» с «Варшавой», у нас «холодная война» кончилась как бы вообще ничем. Никто никого не победил, зато у всех все украли. Про что теперь дальше история? Хрен поймет. Нет больше никакого «времени». Есть только устойчивый рост на пять процентов в год — ради которого, по его собственным словам, только и существует у нас правительство.
Безбашенные каирские ребята попытались 9/11 показать фак Фукуяме, но сюжета все равно не выстроилось — в ходе войны с мировым терроризмом (которая, по идее, должна была занять место войны с мировым коммунизмом) почему-то опять-таки всё украли — что и показал 2008-й. Теперь вот разгребают — попутно, по инерции, продолжая ни шатко ни валко войну, потому что раз начали — как ее закончить-то?
Вообще, должен бы кто-то уже написать панегирик Мировому Жулику, как главной силе Конца Истории. Ну, представьте — если б в мае 1941-го вдруг выяснилось, что план «Барбаросса» неосуществим просто потому, что все танки и самолеты спиздили какие-то фон Сердюкофф и фон Билалофф. И все, никаких тебе ни Бреста, ни Сталинграда. Сколько б жизней удалось спасти, жертв и разрушений избежать.
Там и тогда почему-то не вышло. Зато здесь и сейчас всё как надо. Слава Фукуяме.