Новое

Читая Джейкобс

Экстерриториальность и оцифровка денег дала любопытный эффект. Раньше у правых был сильный аргумент: оставляя деньги богатым, ты стимулируешь их вкладывать в экономическое развитие, что дает эффект в виде новых рабочих мест и т.п. Теперь же, оставляя деньги богатым, ты стимулируешь создание новых рабочих мест разве что где-нибудь в Малайзии. И это стимулирует правительства развитых стран все более «леветь» в налоговой политике — а богатых, в свою очередь, искать «тихие гавани» вне своей исторической родины. Таким образом, появляется новое поле для «глобальной левой» или для «левого глобализма» — опять же оставляя побоку географические и юридические границы национальных государств.

В общем, два интернационала. Один, де-факто уже сформировавшийся — капиталистический. Второй, еще только назревающий, но в исторической перспективе неизбежный — назовем его «альтерглобалистским».

Есть ли на этой картинке место национальному государству как игроку? Еще как: можно самозабвенно играть на противоречиях этих двух сил, привлекая к себе то капитал (когда нужно), то всю эту рвань (когда ты уже достаточно «развился» и тебе надо, наоборот, выправлять получившиеся дисбалансы.

Но это, конечно, серфинг, а не управление процессом.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма