Новое

Франциск I, «Папа для бедных»

Очевидно, сейчас надо как-то иначе описывать проблему бедности. Раньше, в прошлых укладах, бедность (наверное) можно было списывать на леность и нетрудолюбие; сейчас это совершенно точно что-то другое. Можно трудиться всю жизнь и все равно остаться бедным; а можно не делать ничего или почти ничего и разбогатеть (это даже если исключить аспект наследственного капитала). Все дело в деньгах как универсальном посреднике — который, как учит тов.Маклюэн, одновременно и «послание». Если раньше ты добывал или создавал сам множество разных вещей — еду, одежду и т.д., лишь добирая в ходе торгового обмена то, что ты не производишь сам, то теперь ты добываешь главным образом деньги, и уже потом только обращаешь их в предметы потребления. А в добыче денег ты имеешь дело только с рынком, как минимум — с рынком труда. Но рынок — тоже вполне себе иерархическая система, с достаточно жесткой иерархией статусов, привязанной к видам деятельности. Иными словами, «бедность» сегодня — это когда твой основной вид деятельности котируется на рынке слишком низко, что отражается на твоем доходе. Но при этом сменить основной вид деятельности на более доходный все сложнее и сложнее: раньше этому помогало образование, но теперь оно и само, во-первых, имеет тенденцию превращаться в дорогостоящую услугу, а во-вторых, ничего при этом не гарантирует. И, значит, бедность (исключая нетрудовую — по инвалидности и т.д.) — это чаще всего когда ты и хотел бы трудиться и приумножать, да негде.

Но и не только это. С того момента, как «присвоение прибавочной стоимости» (и, следовательно, «эксплуатация») сместилась из сферы производства в сферу потребления (бедные платят дороже, чем богатые, за те же самые блага — такова логика потребкредита и вообще массмаркета), плюс к этому, все более «регрессивные» налоговые шкалы (не только в России; но у нас более, чем где либо) — делают бедность уже институциональной. Наконец, зонирование структуры расселения (кварталы — а, значит, и школы «для богатых» и «для бедных») делает бедность уже окончательно наследственной: если ты бедный, твои дети с вероятностью 95% тоже будут бедными. Крышка захлопнулась.

Может ли, скажем, Римская Церковь что-то с этим сделать? Боюсь, «тоже нет»: дело закончится тем, что Папу и впрямь переименуют в «Родителя №1» либо зачморят еще каким-нибудь модным ныне образом так называемые «левые» — которым, по идее, и надо было бы на щит св.Франциска Ассизского. Но слишком уж много в их среде во всех смыслах _пидарасов_, чтобы вот так вот.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма