Новое

В теме бедности нельзя обойти такой момент, как наркотик потребления

Это проблема, об которую обламывают себе зубы многие экономисты классической школы, привыкшие оперировать понятием «спроса» как базовой, естественной, органической стихии. Сегодня это уже совсем не так: потребительский спрос — это искусственно создаваемая, поддерживаемая и расширяемая система, на которую так или иначе завязаны почти все каналы массовой, а теперь уже и немассовой (социальные сети) коммуникации.

Спрос производится, разгоняется искусственно и искусственно же трансформируется в нужную рынку сторону огромной машиной промывки мозгов. Главное, что латентный спрос чем дальше, тем больше превосходит платежеспособный: люди с каждым годом начинают хотеть больше, чем могут, и в этом разрыве как раз и извлекаются сверхприбыли — будь то потребительский кредит, ипотека или иные финансовые инструменты, основанные на принципе «получи сейчас, плати потом» (но больше).

Когда включается принцип «ваши долги — это чьи-то активы» (запускающий скрытую инфляцию — и, значит, «инфляционный налог», но только в пользу уже не государства, а финансовых институтов), соответствующий рычаг увеличивается еще в разы; причем тут уже и государство — такой же заложник ситуации, как и обычный гражданин.

Теоретически главное, что нужно делать в этой ситуации — как угодно сокращать разрыв между латентным и платежеспособным спросом. Но это нужна пропагандистская машина с возможностями, превыщающими всю совокупную мощь медиа масс-маркета. Что это, если не религия, я даже не знаю.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма