Это проблема, об которую обламывают себе зубы многие экономисты классической школы, привыкшие оперировать понятием «спроса» как базовой, естественной, органической стихии. Сегодня это уже совсем не так: потребительский спрос — это искусственно создаваемая, поддерживаемая и расширяемая система, на которую так или иначе завязаны почти все каналы массовой, а теперь уже и немассовой (социальные сети) коммуникации.
Спрос производится, разгоняется искусственно и искусственно же трансформируется в нужную рынку сторону огромной машиной промывки мозгов. Главное, что латентный спрос чем дальше, тем больше превосходит платежеспособный: люди с каждым годом начинают хотеть больше, чем могут, и в этом разрыве как раз и извлекаются сверхприбыли — будь то потребительский кредит, ипотека или иные финансовые инструменты, основанные на принципе «получи сейчас, плати потом» (но больше).
Когда включается принцип «ваши долги — это чьи-то активы» (запускающий скрытую инфляцию — и, значит, «инфляционный налог», но только в пользу уже не государства, а финансовых институтов), соответствующий рычаг увеличивается еще в разы; причем тут уже и государство — такой же заложник ситуации, как и обычный гражданин.
Теоретически главное, что нужно делать в этой ситуации — как угодно сокращать разрыв между латентным и платежеспособным спросом. Но это нужна пропагандистская машина с возможностями, превыщающими всю совокупную мощь медиа масс-маркета. Что это, если не религия, я даже не знаю.