По пресловутой инвестпривлекательности: у нас промышленное энергопотребление дотирует бытовое. Иными словами, низкая цена на электоэнергию для населения удерживается искусственно за счет постоянного повышения тарифов для промпредприятий. В ситуации, когда население Мособласти ежегодно прирастает на 250-300 тысяч, объемы этого перекрестного субсидирования (по факту — косвенного «социального налога» на производителей в пользу бытовых потребителей) пропорционально растут: скажем, за 2013 год общая цифра увеличилась с 6 до 8 миллиардов. Это деньги, которые заплатили предприятия региона за более дешевое электричество для жителей.
И это при том, что дисбаланс между числом работоспособных граждан и количеством рабочих мест уже составляет, по самым скромным прикидкам, до 2 миллионов и продолжает постоянно расти.
Решить это на уровне региона в принципе невозможно: ситуация зарегулирована федеральными законами и подзаконными актами.
Общая доля «социальной» части бюджета составляет уже более 70% и также продолжает расти. При этом люди изобретают все более «инновационные» схемы подсадки на велфер: типа регистрируется ООО, туда записывается тружениками большая кавказская семья, им кладется зарплата на уровне ниже прожиточного минимума, а потом все его сотрудники идут подавать на субсидию как малообеспеченные. Единственное ограничение для таких — невозможность легально устроиться на работу, но, как правило, участникам таких схем это и не нужно.
Про инфраструктурную яму уже много сказано, но сегодня ситуация мало того что тяжелая на уровне «харда» (свыше 55% износа коммунальных систем — в сравнении с московскими 28%), но и абсолютно неуправляемая на уровне правового «софта» — до 60% объектов попросту не оформлено ни в какую собственность, и в этом смысле появись даже деньги на «модернизацию» всего этого добра, вкладывать их, по существу, некуда. Надо ли говорить при этом, что большую часть этого никак не оформленного «харда» крупные структуры (тот же МОЭСК — до 95%) арендует за деньги у собственных же «дочек», оформленных, как правило, на «сынков».
Однако даже в этом состоянии муниципалитеты умудряются извлекать прибыль из коммуналки разными хитрыми способами. Скажем, один из крупных околомкадских муниципалитетов сам сдает коммунальную инфраструктуру эксплуатирующим организациям, получая с них за это более 40 млн рублей в год, при этом их собственные расходы на их содержание (включая затраты на подготовку к отопительному сезону) не превышают 4 млн. Разница оседает в муниципальном бюджете — в форме, опять таки, косвенного налога на жителей, которые честно платят по коммунальным счетам.
Собственно, это не что иное, как компенсация потерь, возникающих вследствие того, что значительная часть живущих в этом городе работают в Москве (и НДФЛ, соответственно, платят там же): высокие коммунальные платежи выполняют роль такого второго налога. Выкручиваются люди.
Да, Воробьев выиграет выборы. Но что он потом будет со всем этим делать?