Принцип избыточности. Когда в рабовладельческом шумерском Уре появляется раб-учетчик собранных снопов тростника или мер зерна, понятно, что он на довольно привилегированной позиции по сравнению с теми, кто арбайтен на полях. Но это имеет и оборотную сторону: как только приходят аккадцы, для полевых арбайтеров (кого не понасиловали-поубивали непосредственно в процессе завоевания) ничего не меняется, а вот учетчик не выживет.
То же и мои родители — инженеры-проектировщики коммунальных систем, которые в 90-м вынуждены были ехать сажать картошку в деревню. Надо ли говорить, что получалось это у них сильно хуже, чем у тех, кто ее сажает всю жизнь?
Думаю в связи с этим о социальных, политических и вообще гуманитарных науках. Сурков с Ливановым, вздумавшие их у нас в отечестве вовсе упразднить за ненадобностью, не так уж и неправы. Людей становится меньше, экономика примитивнее, власть тоже проще — нафига всю эту хренософию добро оплачивать из бюджета? Пусть себе философствуют за свой счет, у кого он есть. А у кого нет — арбайтен, после добротного колониального ПТУ, где из тебя сделают качественный винтик.
Все равно экономическая наука (в той части, которая используется в госуправлении) у нас целиком привозная/переводная, политическая как бы и не нужна (ее вполне заменяет полицейская), менеджмент — опять-таки заемно-переводной, а прочее (всякая там история-социология-культурология) — паньски вытребеньки и избыточная роскошь.
Я вот и сам в последнее время вообще перестал русскоязычные книжки по специальности читать — 90% ридлиста сплошной Амазон.ком. Даже периодика и то уже 50/50.
Короче. Если ты русскоязычный гуманитарий, то надо бы, пожалуй, уже и вымереть. Либо арбайтен, если охота.
Потому что аккадцы уже пришли.