Новое

Читая про Impact Investing на фоне своего недавнего сафари по различным ведомствам Мособласти, думаю вот что

Мособласть — регион сколь перспективный, столь и проблемный. Причем в первую очередь это инфраструктурные проблемы, вызванные многолетними перекосами в развитии территорий. Одно только ЖКХ требует сейчас более 200 млрд инвестиций, на фоне порядка 43 млрд только долгов в этой сфере. С дорогами и транспортом ситуация столь же тяжелая.

И это при том, что есть неубиваемое сочетание двух слагаемых — самый большой в Восточной Европе потребительский рынок (более 20 млн населения) и достаточное (в отличие от самой Москвы) количество земли для создания новых предприятий, практически в любой сфере.

Но все это вместе «не летает»: подключить мощности — электричество, газ, вода, канализация etc., подвести дороги и отладить логистику — едва ли не сложнее и дороже, чем в якутской тайге. И с каждым годом ситуация только усугубляется — по мере того, как вслед за приростом населения растет нагрузка на все более ветшающие сети.

Те сотни миллиардов, которые требуются для приведения всего этого гигантского хозяйства в порядок, сами по себе никогда не отобьются. Платные дороги, кто б что ни говорил — скорее утопия; тарифы ЖКХ, если в них закладывать необходимую «инвестиционную составляющую», в лучшем случае приведут к социальному взрыву. И тем не менее — если сегодня во все это вложиться, завтра прибыль вернется, пусть совсем в других сферах. Но кто должен нести неокупаемые затраты сегодня ради тех, кто сможет получать прибыль завтра? Как-то очень не хочется думать, что это должны быть российские налогоплательщики. Хотя сегодня (в т.ч.через строительство ЦКАД, на которое Путин уже анонсировал выделение средств из Фонда национального благостостояния) начинает реализовываться именно этот сценарий.

Данный расклад открывает весьма любопытные перспективы для реализации схем и подходов Impact Investing. Когда внутри одного и того же инвестсоглашения находится и non-profit, и for-profit пакет, описываемые в режиме blended value. Интересно, в какой мере мы вообще дозрели до мейнстримных финансовых технологий? Или будем, как привыкли, валить лес каменными топорами?

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма