Будучи в Грозном, я часа два бродил вокруг новой мечети, пытаясь для себя понять, почему она мне так странно близка. Потом понял — отчасти Виктор Осипов объяснил. Грозненская мечеть построена в традициях Синана, который, в свою очередь, вдохновлялся византийскими образцами — в первую очередь, Святой Софией Константинопольской. Признавая ее символическое значение, мы тем самым апеллируем к византийскому первоисточнику российской государственности. Вообще, на Кавказе много Византии — храмы в Ингушетии, в КЧР — самые старые христианские сооружения на постсоветской территории, старше киевских, новгородских, не говоря уже о.
Коломенский кремль, в свою очередь, построен при участии итальянских мастеров по их чертежам. И не каких-нибудь, а учеников Филарете, cream of the cream ренессансной архитектуры. Как и Московский, Казанский… собственно, в данном смысле под коломенским кремлем имелся в виду «кремль вообще», с маленькой буквы, то есть безотносительно к цитадели на Боровицком холме, более ассоциирующейся с «местом власти», чем с памятником.
И в этом смысле вполне закономерно, что наш, какой ни есть, Третий Рим поднял на щит символы-намеки на Первый и на Второй. Забавно, что этот, с культурной точки зрения более чем закономерный итог стал результатом странной свистопляски с СМС-голосованиями, накрутками и еще какой-то попсовой войной фанатских команд, в которой я не хотел участвовать совсем, так как болел за обе, но против борьбы как таковой.