Новое

После заседания Изборского-Тагильского клубов

О клубе. Заявленного Рогозина не было, но был Потапов, глава Рособоронзаказа. На мой тезис о том, что рынок вооружений сегодня для молодых и начинающих предпринимателей закрыт, он отреагировал так: «у нас есть рынок! 80% оборонзаказа реализуется по конкурсу». И дальше начал говорить о количестве выданных лицензий.

Формально он прав. Но по факту в этой сфере у нас доминируют сверхкрупные госкорпорации, являющиеся осколками советского ВПК, и заказ забирают они. И действительно, небольшая молодая компания не в состоянии бороться за заказ на производство, скажем, танка или самолета. Но танк или самолет — большая сложная штука, состоящая из множества компонентов, приборов и т.д., и вот их производство — уже ни в каком смысле не рынок на сегодняшний момент. Есть считанные примеры небольших компаний, работающих у нас в этой нише — таких, например, как помянутый мной «Сплав» на базе МИСИСа. И то — он работает лишь потому, что нельзя закупать сверхпрочные сплавы за рубежом; но даже и он никель для своих сплавов везет из Норвегии, а не из Норильска: норвежский чище.

По факту из тех десятков тысяч начинающих предпринимателей, которых охватывают программы РЦСМП, абсолютное большинство идут в производство ТНП, торговлю или услуги; еще есть кое-кто на рынке средств безопасности, но на рынке собственно вооружений и оборонзаказа нет вообще никого. Разительный контраст с нашим любимым «вероятным противником», где микрософты и гуглы из поколения в поколения стартуют именно на оборонзаказе.
В этом ключевая уязвимость заявленной для клуба идеи «ВПК как локомотив экономики»: старые советские монстры с их структурами управления позднесталинского образца не могут быть никаким локомотивом ничего; они сами — проблемный объект. Локомотивом могут оказаться молодые команды, берущиеся решать поставленные властью задачи — именно такой находкой, в частности, оказалась в 1947 г команда под руководством сержанта-танкиста Калашникова, разрабатывавшая перспективную модель армейского автомата.

Ну или как граждане Хьюлетт и Паккард, уволившиеся из Пентагона ради того, чтобы сделать собственную компанию, первые годы своего существования жившую целиком на оборонзаказе.

В этом регистре вести разговор среди политологов было, конечно, сложновато. Все-таки эта среда — слишком «социогуманитарная» для такого рода предметных дискуссий. Слишком много скрепок. А главное, в представлении тамошних, вроде как, «гуманитариев» оборонные технологии — это про железки. Ну, в лучшем случае еще «пеар», он же «информационная война». В отличие, опять-таки, от вероятного противника — для которого и управленческие, и финансовые технологии тоже вполне очевидно входят в ряд технологий двойного назначения.

Короче, «черпать обеими руками из самого передового опыта капиталистических стран», завещал нам великий Ленин. Напрасно забытая часть наследия вождя.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма