Новое

Орел — это, как известно, такое место в России, по которому великая русская литература прошлась тяжелым асфальтовым катком, и как тут после этого жить, непонятно

Тем не менее мысли здесь приходят в основном о жизни. Учение Чернышева-Милюкова гласит, что предприниматель будущего при выстраивании схем научится обходиться без денежных контуров — их будет вытеснять, с одной стороны, компьютеризованный клиринг, а с другой — выстраиваемая система отношений между людьми, компаниями, институтами etc.

Но вот взять, например, женщин. С ними можно «строить отношения» — а это долгая, мутная и ресурсоемкая ипатория; а можно просто давать денег. И второе, с какой стороны ни посмотри, оказывается проще, удобнее, честнее (и дешевле). В этой сфере я бы, пожалуй, наоборот — вообще истребил бы любые «отношения» (особенно в той их психопатологической форме, которая в основном и доминирует в русской литературе, и в русской жизни), кроме денежных.

Ибо тут великая теория Коммонса-Коуза о транзакционных издержках начинает работать в прямо противоположную сторону: в отсутствие денежных транзакций пресловутые «транзакционные издержки» не уменьшаются, а увеличиваются — в геометрической прогрессии.

Но на стороне тн»отношений» — гигантская культурно-этическая машина: нам с детсада вбивают в головы, что деньги женщинам платят только конченные неудачники — те, кому «так не дают» или вообще «верные мужья». А все остальные обязаны пробовать «еще как-то». В этом я вижу опасность распространения коммонсо-коузовских воззрений: получается, что предприниматель деградирует из «человека с кошельком» в тривиального пикапера. Впрочем, условно-покойный Б.А.Березовский в той фазе, каким я его застал в 90-е, был ровно таким вот «пикапером».

Оно же и довело его до острова святыя Елены, как известно.

(Это, есль что, я внутренне «разгоняюсь» к МИСИСовско-ЦКПшной проектной сессии в грядущие выходные)

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма