Новое

То, что сегодня сказал президент — это иллюстрация к проблеме границ официальной доктрины

Нам нужны предприниматели, сказал он, которые будут делать общепит вкуснее, полезнее и дешевле, чем транснациональные компании. Но в качестве рекомендации, как этого добиться, все, что он смог предложить — это «создавать условия». Про условия мы слышим уже лет 25, со времен программы «500 дней».

Во-первых, Макдональдс выигрывает у производителей осетинских пирогов не потому, что там еда вкуснее или дешевле. А потому, что прочнее бизнес-модель, во всех ее составляющих — от бренда до логистики, от условий франшизы до политики размещения торговых точек, от финансовой модели до системы подбора и подготовки кадров.

Во-вторых, «создавать условия» — это все равно что с шаманами заклинать дождь над полем, забыв его вспахать и засеять. Даже если будет дождь, на поле вырастет чертополох. Для того, чтобы появлялись свои компании, способные на равных тягаться с транснациональными сетями хотя бы за местного потребителя, необходимы предприниматели. Их надо учить, тренировать, вкладываться в них, помогать им выращивать бизнесы. Laissez-faire в прошлом: власть в тех странах, которые сегодня растут быстрее других, не просто «улучшает деловой климат», а берет на себя роль заказчика, объявляя деловому сообществу, какие именно бизнесы нужны сегодня и будут нужны завтра, и сама же становится первым потребителем их продукции.

Это все к тому же, о чем говорили недавно: политика развития предпринимательства и собственно экономическая политика — две очень разных отрасли госполитики.

Такие вот пироги.

http://t.co/kpXJdZcOKo

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма