Благодаря книжке Лорена Грема открыл для себя вот этого удивительного персонажа — http://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов,_Юрий_Владимирович
Ничего о нем раньше не знал.
А ведь это он заблокировал возвращение Николая II в Петербург в феврале 17-го, и он же создал первую рабочую модель тепловоза с дизельным двигателем. Инженер, революционер, дворянин, несостоявшийся нарком путей сообщения и американский профессор с британским паспортом. Из его письма Ленину осенью 22-го: «Есть только один путь использования силы и знания. Это — путь научного творчества. Заприте меня с 2-3 красотками в совхоз или в немецкий университетский городишко на 5-7 лет, и я обязуюсь закончить обработку моих опытов над паровозами, из коих некоторые, смею думать, имеют всемирное значение».
Надо понимать: наркомом путей сообщения был тогда Дзержинский. Который очень хотел заполучить такого спеца, как Ломоносов, в свою команду, а тот, в свою очередь, не хотел идти к нему замом или членом коллегии, претендуя на наркомат. В итоге не срослось.
А в 27-м он стал невозвращенцем.