Оглядываясь назад, на почти 21 год околополитической жизни (начавшейся у меня в сентябре 1993-го), я вижу, что главной роскошью, доступной до недавнего времени почти в неограниченном количестве, была возможность общаться с сильными людьми — умными, амбициозными (или наоборот, если брахманы), разными по взглядам, но наполненными энергией. Даже Новодворская, у которой я пару раз брал интервью (а до того видел ее на митингах ДС на Пушке, будучи совсем дитем) — безусловно отвечала этому качеству силы. В неполитической сфере концентрация таких людей сильно меньше — они есть в бизнесе, но это как правило хозяева, и их немного; в менеджериате все тухло. Раньше были и в медиа, но все эти годы шла труднообъяснимая деградация; а сейчас так вообще нечего читать. Есть и в искусстве, но там еще меньше — слишком сильно давление среды, которая по определению ничего не хочет. Были одно время и в Церкви (особенно на переломе 80-90), но там все как-то совсем стремительно скисло.
Сейчас, когда умер Глазычев, замолкли С.Кордонский и Найшуль, Павловский корчит зеваку-пенсионера, а Чернышев сражается с многочисленными проблемами прикладного свойства, Островский закрылся во внутреннем кругу, а другие откровенно потеряли форму — среда сильно оскудела. В моем поколении философ это либо пиарщик, либо «преподаватель философии»; госуправленец — тот же манагер с кастрированными «эффективностью» мозгами и волей, предприниматель — фриковатый грантоед, а художник или писатель вообще грошовый наемный стафф с соответствующей ментальностью. Сильные люди рано или поздно прорастут, конечно, из «игреков» (рожденных в 80-е), но сколько ждать? Пока — ощущение рыбы, выброшенной на берег.
Что до госуправления, то если Сурков слишком много о себе думал, то нынешние, наоборот, взяли моду прикидываться ветошью. То же в идеологиях: консерватизм «нулевых» в исполнении Крылова-Холмогорова-Ремизова-Межуева обладал хотя бы реваншистской энергетикой; консерватизм по Мизулиной-Милонову — это не более чем «мимими» из аниме. Либералы протухли раньше всех, но даже если сравнивать Гайдаровский институт образца конца 90-х с нынешней тусовочкой, прошлый дает много очков форы — тогдашние старшие (от Гайдара до Родомана-Каганского) и младшие (Жаворонков, Петя Казначеев, Новиков) были содержательнее нынешней «журфаковщины».
Слишком много вокруг стало людей, которые вообще уже ничего не хотят. Это хуже «застоя», который, с точки зрения напряженного интеллектуального поиска, «застоем»-то никаким и не был. Что происходит?