По мотивам текста про Анчар. Сейчас понятно, что словосочетание «раб Божий», когда оно возникло, имело прямо противоположный смысл, чем тот, который атрибутируют ему сейчас. Иметь единственным своим господином трансцедентного Бога, находящегося по ту сторону этого мира — значит, не иметь никаких господ в этом мире — ни среди людей, ни среди «кумиров», которых, как известно, «не сотвори себе».
В этом смысле иудейский монотеизм — одна из самых сильных в истории «теологий освобождения» — в первую очередь, от любых форм «Египта»; это к старой гипотезе о том, что фараон Исхода — скорее всего, Мернептах, наследовавший Рамзесу II, чье правление было одним из самых долгих в истории человечества, в каком-то смысле — квинтессенцией идеи «живого бога на престоле». То есть детство и юность Моисея, скорее всего, прошли как раз при дворе Рамзеса.
Обо всем, что потом произошло с единобожием, гораздо лучше меня рассказал, царство ему небесное, Федор Михайлович Достоевский в известной беседе Христа с Великим Инквизитором.