Новое

Октябрьские тезисы

К субботнему собранию Предпринимательского клуба им.Ленина

1. Глобальный рынок – жёсткая среда, где слабым места нет. Проблема в том, что в 2014 году даже если ты хочешь открыть булочную или автомойку в провинциальном городке, ты попадаешь сразу на глобальный рынок – локальных не осталось. Что даёт основания надеяться на выживание в этом пространстве? Иначе говоря, есть ли у нас какое-то секретное оружие, позволяющее на равных бороться с теми, кто по определению сильнее, ресурснее, опытнее и быстрее? Есть всего две вещи, которые есть у нас и которых нет у других: а) неосвоенные обломки Советской Атлантиды и б) уникальные навыки выживания в ультратоксичной среде 90-х и нулевых.
2. Почему именно предприниматель становится сейчас «героем нашего времени», прогрессором ХХI века? Дело в том, что он сегодня единственный, кто может создавать новые структуры социальности, а не занимать в ней места, уже созданные кем-то ещё. Любой профессионал, каким бы сильным он ни был, зависим от наличия мест для него в «кристаллической решётке» социума. Отсутствие таких мест ставит его на грань выживания и обнуляет его компетенции. Предприниматель же – архитектор этой решётки (если угодно – «матрицы»); но именно поэтому человеку так трудно освоить сегодня эту роль.
3. Как мы сегодня знаем, задача подготовки и обучения предпринимателей корректно не решена нигде в мире. Можно учить программистов, журналистов, физиков, чиновников, менеджеров, офицеров, киллеров, профессиональных ловеласов и т.д. – в каждом из этих случаев из потока в 100 человек гарантированный результат получится у 70-80 как минимум. Не так с предпринимательством. Любые программы подготовки – будь то обучение в ВУЗе, MBA, курсы и тренинги, ашрамы различных гуру и т.д. – результат на выходе всегда один: жизнеспособный бизнес построить может в лучшем случае ничтожное меньшинство. Публичная дискуссия Старка и Хенесси (бывшего и действующего ректоров Стенфорда), MIT-овские методички по программам подготовки предпринимателей в ведущих англоязычных вузах мира, откровенные признания топов мирового тренингового рынка – содержат указания на этот разочаровывающий факт. Для нас это значит, что украсть где-то в мире готовый рецепт невозможно – остаётся только его изобретать.
4. Сколько и каких предпринимателей нужно России для выживания экономики? Если не снята с повестки цифра в 25 миллионов новых рабочих мест, озвученная в «майских указах» В.В.Путина образца 2012 года, это значит, что к 2020 году рынок должен получить примерно 1 миллион новых предпринимателей в дополнение к уже действующим.
5. Кто, где и за чей счёт будет готовить этот миллион? Претендентов несколько: 1) академические вузы 2) бизнес-тренера и тренинговые компании 3) профильные структуры госвласти, отвечающие за экономическое развитие и поддержку предпринимательства. Все три группы субъектов по разным причинам не могут похвастаться сколь-либо приемлемым КПД (если угодно, KPI) своих программ подготовки.
6. Проблема не только в том, как готовить новых, но и в том, как строить взаимодействие с уже существующими. Сегодняшний российский предприниматель – это борец с многочисленными ветряными мельницами, которые регулярно ездят лопастями ему по загривку. Уникальные таланты и способности ярких и неординарных людей целиком уходят на борьбу за выживание, резко снижая шансы на рост и экспансию. Искусство выжить стало доминирующим, наиболее ценным по сравнению со всеми остальными.
7. Рунет как зеркало реальности – наиболее яркое подтверждение этому тезису. Русскоязычный интернет – единственный из крупных национальных сегментов мировой сети, где на ключевых рынках (поисковые и платёжные системы, почтовые и блоговые сервисы, социальные сети и электронная коммерция) лидерство сохраняют национальные компании (Яндекс, Вконтакте, Мейл.ру, Qiwi и другие). Есть ещё китайский интернет, но там привилегированное положение национальных компаний защищено Великим Китайским Файерволлом; у нас же на данный момент присутствуют все мировые лидеры. Наши успешно выживают на своей территории, но пока не имеют ни малейшего шанса на успешную экспансию куда-либо за пределы 200-миллионного русскоязычного мира – имея дело с конкурентами, успешно осваивающими многомиллиардные рынки. Есть ли будущее у русского цифрового капитализма в «одном, отдельно взятом» языковом сегменте? Вопрос открыт.
8. На потребительских рынках, главным образом на рынках товаров повседневного спроса, тотальная сдача позиций произошла уже несколько лет назад. Одежда, обувь, продукты питания, бытовая техника, автопром – везде идут в лучшем случае арьергардные бои либо выстраиваются эрзацы в виде сборочных производств, жёстко ограниченных по сбыту всё тем же внутренним рынком. Здесь речь имеет смысл вести уже не об удержании каких-либо позиций, а скорее о реконкисте.
9. Бастионами национального бизнеса пока остаются сырьевые и неторгуемые отрасли – под последними имеются в виду в первую очередь девелопмент и «ЖКХ» (плюс связанная с ними большая инфраструктура – от энергетики до транспорта). Но и то, и другое – далеко не в том состоянии, которым можно гордиться. По современным мировым стандартам все они также неконкурентоспособны; и сегодня их позиции защищают лишь география, армия и флот.
10. Проблема развития экономики сегодня – это в первую очередь проблема качества кадров, и лишь во вторую, третью и четвертую – условия, «деловой климат», инвестиции, правовые рамки и прочая атрибутика. Игнорирование этого факта приводит власть к бесконечным экспериментам над все новыми правилами, по которым по-прежнему никто не хочет и не собирается жить. Когда экс-министр экономики и глава крупнейшего банка страны Герман Греф на форуме с участием президента и ключевых министров называет проблемой №1 качество госуправления, он указывает на аспект этой же проблемы – качество управленческих кадров (в которое, в конечном счёте, упираются любые благие намерения прожектёров из Белого Дома). Но для деловой среды эта же проблема даже ещё более актуальна, чем для госаппарата. Как минимум из-за большей нагрузки на «людей, действительно принимающих решения».
11. Аналитики, эксперты и политконсультанты лишь объясняют мир; наша задача – изменить его. Переход от выработки идеологии к реальным действиям возможен только одним путём – через увеличение числа людей, ищущих своё место в большом процессе строительства капитализма в одной, отдельно взятой. Именно поэтому сегодня на повестке дня стоит вопрос нового «предпринимательского призыва», имеющего целью одновременно и кадровое обновление среды, и сомасштабное ему обновление этики и целеполагания российского бизнеса. Предыдущий «призыв» начала 90-х, когда миллионы людей вынуждены были пройти жёсткую школу выживания и «двойной социализации» сформировал ту среду, которая есть, со всеми её базовыми установками. Если верно, что «постсоветский» период закончился – значит, пришло время говорить о начале смены поколений.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма