Несколько вечностей назад, в 2001 году, я был молод, наивен и трудился начальником интернет-отдела в издательском доме «Работа для Вас», создавая известный портал «работа.ру».
И вот как-то владелица РДВ собирает большое совещание со своими провинциальными франчайзи. Учит там жизни издателей газет, которые отнюдь не выглядят в массе (в отличие от неё самой) успешными бизнесменами.
Te её спрашивают робко: а как нам, например, с конкурентами бороться? Рынок-то маленький у меня в Уфе (Тамбове, Ростове…), двух газет по поиску работы он не выдержит…
А она им отвечает предельно жёстко: забудьте вообще о борьбе. Садитесь и договаривайтесь. С кем, с конкурентами? — спрашивали наивные провинциалы, у которых в голове ещё сидели все эти сказки для младшей школы про благодать всеобщей конкуренции. Да, конечно! — отвечала им матёрая бизнесвумен, давно уже выкинувшая у головы любые либеральные глупости. Конкуренция — это зло. Точка.
Нельзя сказать, что мой мир в этот момент перевернулся — всё-таки я был уже весьма относительно юн и наивен. Но одну вещь для себя я усвоил: конкурентная среда — это специальный режим, искусственно создаваемый и поддерживаемый властями для того, чтобы превратить любой рынок в «рынок покупателя». Не верите — спросите у товарища Артемьева. У бизнеса же цель ровно противоположная — любой ценой выгородить делянку для себя, причем такую, где конкурировать ни с кем не надо вообще. И, собственно, вся «конкуренция» к поиску, обустройству и последующей охране этой самой делянки как раз и сводится. А всяческая «совершенная конкуренция» — это как тот сферический конь в вакууме, математическая игрушка оторванных от жизни экономистов-теоретиков.
Самое неприятное — это когда «уникальным конкурентным преимуществом» оказывается масштаб. Тогда любое конкурентное сражение начинает напоминать поединок «мухача» с супертяжем — сколько бы первый ни успел нанести быстрых и точных ударов, второй его тупо задавит массой и привет. Глобальные компании, имеющие (в силу залоговой массы) неограниченный доступ к дешевым деньгам и, вооруженные им, захватывающие любые приглянувшиеся им локальные рынки — как раз такие вот супертяжи. Каким бы ты ни был шустрым, умным, жадным и отмороженным — против лома нет приёма.
Кроме разве что вот только «Крымнаша». Последний, тсзть, довод королей.