Новое

Бизнес-ситуационизм

В книжке Рэя Крока про то, как он строил Макдональдс, есть два этапных момента: первый — это осознание «мы не в фастфуде, мы — в недвижке», а второй — «мы не в недвижке, мы — в шоубизе». Меня особенно интересует последний. Дело в том, что когда Кантильон в начале XVIII в. вводил понятие «предприниматель» в оборот, он воспользовался французским словом entrepreneur, первоначально означавшим (а в русском оно сохранилось в этом значении до ХХ в) организатора массовых зрелищ.

И этот изначальный смысл работает, в том плане, что любой бизнес это до некоторой степени шоу. То есть длящаяся во времени коммуникативная ситуация, при которой зрители получают эмоции, а организаторы получают деньги.

Дельта между себестоимостью производства и рыночной ценой, которую со времен Рикардо под лупой изучают многие поколения экономистов, является производной от готовности покупателя заплатить столько, сколько предложено, здесь и сейчас; работа с контекстом, в самом широком смысле — это производство ситуации такой готовноти. Рикардианский принцип scarcity power — не более чем один из множества частных случаев ситуации: как в анекдоте про хохла и еврея — «а ты походи по базару, вдруг кто дешевле даст».

Рассмотрение бизнеса как системы создания ситуаций адресует нас к французской философии середины ХХ в — ситуационистам: Дебору, Йорну, Щеглову и компании. Проблема в том, что в тогдашней команде журнала «Потлач» не было ни одного по-настоящему вдумчивого экономиста, каких ни на есть марксистско-троцкистско-маоистских взглядов. В этом смысле задача сделать проекцию ситуационизма на экономику осталась лежать бесхозной до появления орды боевых пидарасов и сочувствующих от Флориды-Лендрю до Нордстрема-Ридерстралле. Но и они, в общем, больше про «хорошее настроение», чем про нудное ковыряние в теоретическом фундаменте.

Я думаю, новый Смит, Рикардо, Маркс или Шумпетер может появиться как раз тут.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма