Кроме Пса и Волка, есть ещё и гиены. Конечно, любой хищник отчасти падальщик, ну или атакует тех, кто послабже. Но всё-таки есть разница.
Я вот думаю про Усковых-Собчак-Акуниных-Быковых-Кашиных, всю эту тусовку профессиональных рантье, извлекающих ренту из машинки «аристократической фронды» — потребности владельцев крупных капиталов эстетически и идейно дистанцироваться от верховной власти, очертить рамки своей автономии. Логика фрондёрской ренты предполагает, что ты всегда должен быть как бы по умолчанию против, но не сильно. Ну и плюс иметь в портфолио какие-нибудь былые заслуги в сфере, хотя бы отдаленно относящиеся к культур-мультур («честная журналистика» у нас это тоже род литературы). Это не то же самое, что пресловутая «фига в кармане», изначальный совковый прототип; разница примерно как между советским интеллигентом и западным интеллектуалом — в костюме и парфюме.
Но очень важно именно уметь обслуживать вот эту базовую потребность Больших Денег — в стилистическом и идейном дистанцировании от суверена. Которая наступает даже там и тогда, где и когда оные Деньги обязаны суверену-батюшке изначальным своим возникновением. Не говоря уже о тех, кто вылупился ещё «в прошлое царствование».
Короче, вот это многолетнее стремление Суркова любой ценой задружиться с оной братией и быть в ней своим было обречено на неуспех самой формулой аристократической фронды — да, Слава, ты один из нас, но эти твои омерзительные, провинциальные, быдляцкие хунвейбины… Классовый p?joratif, который видно за версту, как его ни маскируй «политическими убеждениями».
Сейчас как-то мудрее с этим: ну вот есть Прохоров, ему можно, в определённых границах. А есть Навальный, ему нельзя, потому что сам быдло и плебей. Вот украдёт не три с половиной бревна, а хотя бы миллиард — тоже пусть уж, так и быть, строит из себя честного человека и кормит с ложечки всю эту орду мастеров культуры. А пока не украл — сиди, кукуй.
Вообще, вот это установка — «вы слишком мало украли, чтобы канать за честных» — она очень, очень разумная.