На этой неделе очень важное для меня событие — стартует наша экспериментальная Томская программа — «Корпоративное предпринимательство»: плод многомесячных совместных усилий АЦ «Московский регион», компании ИПИЛаб, ЦКП МФТИ и, конечно же, Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Томской области. Также не могу не отметить огромной организационной поддержки от Томского клуба предпринимателей.
Условием участия в программе было наличие собственного бизнеса (или хотя бы наличие зарегистрированного юрлица). Хотя по факту она рассчитана на тех, у кого есть не только юрлицо, но и реальные обороты хотя бы в несколько миллионов рублей в год: для остальных интерес может быть скорее познавательным. Набор участников мы открыли месяц назад, предполагая вести его непосредственно вплоть до старта, однако нам пришлось закрывать его за две недели, досрочно: в тот момент, когда число желающих в 2,5 раза превысило наши расчеты.
Идея программы, если в двух словах: «от производства и продажи товаров и услуг — к производству и продаже бизнесов». Теоретическая и методологическая основа — многолетние разработки ЦКП ВШЭ и ЦКП МФТИ; однако именно методологию мы в значительной степени «оцифровали», переведя в онлайн не только обучающие курсы, но и работу с проектами.
Кроме того, мы опираемся на практический опыт ряда компаний, чьи владельцы и топ-менеджеры согласились выступить в роли консультантов и преподавателей программы. Это компании с российскими собственниками, имеющие миллиардные обороты и хорошо известные массовому российскому потребителю. Мы стремимся выдерживать необходимый баланс концептуальной теории и «правды жизни», как бы они сами ни конфликтовали друг с другом.
В программе есть два параллельно идущих процесса: очно-дистанционный образовательный курс и персональная работа с проектами участников. Для последней мы опираемся на уникальный проектный стандарт, разрабатываемый в ЦКП и лаборатории ИПИ, но специально адаптированный под «калибр» предполагаемых к рассмотрению проектов. Наша задумка, кроме того, сделать этот стандарт «портируемым» таким образом, чтобы он позволял легко делать сборку проекта под целевой формат любой из действующих на рынке инвестиционных структур, то есть работать по модели объектно-ориентированной базы данных с потенциально любым количеством внешних интерфейсов к ней. Нужно это в долгосрочной перспективе затем, чтобы превратить рынок инвестиций в «рынок продавца», т.е. проектного предпринимателя, а не как сейчас ;)
Мы пересмотрели целый набор привычных стереотипов в этой сфере. Во-первых, мы отказались от самоценности «инноваций», сделав основную ставку на уже коммерциализованные, а не «потенциально коммерциализуемые» технологии. «Лучше сто хороших булочных, чем один айти-стартап с мутными перспективами». Во-вторых, мы жёстко за прибыль, т.е. мимо модных историй типа «социального предпринимательства» и прочей благотвориловки. «Бизнес это то, что приносит деньги, остальное — социалка». В-третьих, мы считаем, что сделать хороший чужой проект лучше, чем плохой свой — «лучше прибыльная франшиза, чем убыточный самопал». Ну и, наконец, мы пытаемся сделать серию разворотов — «от торговли и услуг — к производству», «от потребительского рынка — к b2b», «от технологий прибыли — к технологиям капитализации».
В программе три этапа, сообразно разделам институциональной теории: «Стратегия», «Распределение», «Рынок». На первом мы реконструируем и описываем производственные цепочки, в которые включен тот или иной действующий бизнес или проект. На втором — систему отношений с ключевыми институтами распределения — госструктурами, инфраструктурными компаниями, операторами сетей коллективного пользования, банками, инвестфондами и т.д. На третьем — делаем описание и модель рынка, на который ориентирован проект, и проектируем позицию будущего бизнеса на целевом рынке.
Есть мандраж, и много первых блинов, конечно же, будет комом, но еще больше — жуткого любопытства, что же в итоге из всего этого получится. Хочется, чтобы получилась именно технология, годная к тиражированию, а не как обычно в родных палестинах — нечто единственное в своём роде, без разницы даже — прекрасное или ужасное. Ну и абсолютно уверен, что ключевая роль все-таки не у нас как у авторов и организаторов, а именно у участников — насколько они вообще готовы к «квантовому скачку». Не все, хотя бы некоторые.
Одна радость, что ситуация нынче на дворе, а равно и на рынке такова, что вариантов не остается — меняйся или умри. Мы с теми, кто хочет жить.