Один из плодов идейных поисков прошлого года, в рамках профильной деятельности нашего центра — это трехуровневая система «самозанятость-бизнес-предпринимательство». Самозанятость — как независимая от работодателя деятельность по зарабатыванию денег, бизнес как управление активами, приносящими прибыль, и предпринимательство как целенаправленная деятельность по созданию таких активов, генерация cashflow там, где его раньше не было.
Незакрытый вопрос — соотношение «предпринимателя» как создателя положительных cashflows и «прогрессора» как внутреннего партизана, развивающего и усиливающего социум. Понятно, что не всякий предприниматель — прогрессор, и не всякий прогрессор — предприниматель, но в современном мироустройстве именно предпринимательская ролевая позиция наиболее удобна для решения прогрессорских задач. Известный список из десяти людей, оказывающих наибольшее влияние на современный мир, из которых девять оказались предпринимателями (Маск, Джобс, Бренсон, Брин, Цукерберг etc.) и только один — ученым (Хокинг) — не случаен.
С предпринимателем в этой роли конкурирует политик, но ему гораздо сложнее — не случайно в помянутом списке политиков нет ни одного. Политик сегодня — это не абсолютный монарх древности, он слишком зависим и от вожделений электората (по определению «регрессивных»), и от набора норм и правил, регламентирующих его деятельность.
Также ученый, но его проблема в другом — он патологически зависим от внешних источников средств к существованию. Наука сегодня — это не индивидуальный поиск истины в домашних условиях; это большая и дорогостоящая индустрия, сама по себе целиком убыточная. И, следовательно, нуждающаяся в институтах, перераспределяющих общественное благо в ее пользу.
Еще — духовный лидер, но он испытывает все те же проблемы, что и политик, и ученый; и вовсе не случайно общины, возникавшие вокруг наиболее сильных духовных лидеров ХХ в, нередко трансформировались в своеобразные предпринимательские корпорации — такова история Ошо, Муна и многих других, вплоть до местных фриков вроде Мегре (. Духовный лидер учит жизни, но жизнь по-прежнему состоит на огромный процент из добычи ресурсов, и новая вера вынуждена демонстрировать сравнительно бОльшую эффективность в этом для своих адептов.
Модель «предприниматель=прогрессор» — это, в значительной степени, развитие идей Шумпетера, пытавшегося выстроить стройную логику взаимодействия двух больших социальных машин — Капитала и Науки. Шумпетерианский культурный герой — Инноватор, движимый «всего лишь» жаждой прибыли, но в погоне за ней берущий вновь возникающие знания, превращающий их в технологии и выстраивающий логику их коммерциализации, вопреки сопротивлению уже существующего уклада — пресловутое Creative Destruction. В этом смысле, продолжая метафору Лахмана, можно сказать, что шумпетеровский инноватор — это прогрессор «in spite of himself», то есть остающийся на уровне мотивации древним животным, борющимся с другими за ресурсы, но сам выбранный им способ борьбы делает его мотором машины Прогресса.
Гораздо интереснее получается, если в эту роль поставить «прогрессора-партизана», известного нам разве что по Стругацким. То есть засланного агента из некоего коммунистического будущего, который имеет задание Центра дорастить местных троглодитов до нового цивилизационного уровня. Но если он прямо обнаружит свою действительную роль и цель, его попросту выпилят как чуждый и опасный элемент — см.»Жука в муравейнике». И, значит, он должен всеми силами косить под такого же троглодита, как и местные, рубящегося за бабло и за порш-кайенн, а в процессе попутно и «как бы случайно» решая свою основную задачу, являющуюся Dark Secret даже для ближайших соратников из местных. Ну и дальше, понятно, создаваемая им предпринимательская корпорация должна строиться по модели жидомасонской ложи с развитой иерархией уровней посвящения, где на каждом из следующих «градусов» посвящаемым братьям перепрошивают целеполагание, в диапазоне от скотского до коммунистического.
Еще интереснее, если Центр становится сущностью целиком виртуальной — например, в модели, где он располагается где-нибудь в далеком будущем, а связь Юстаса с тамошним Алексом осуществляется путем каких-нибудь «трансцедентальных медитаций» и никак иначе. Тогда открываем томик Пушкина, читаем стихотворение «Пророк» и пишем скрипты-инструкции для будущих комиссаров целиком на языке нашего всё.
Но это — тсссс….