Новое

Проблемное поле

Последнее время почему-то пишу только о кремлеполитике, и крайне мало о своей прямой работе. В порядке выправления баланса выношу на суд френдленты небольшую записку.

Это черновик описания проблемного поля для одной экспертно-управленческой посиделки по теме развития предпринимательства, которая планируется через месяц-полтора. Крайне приветствуется аргументированная критика, а также идеи по дополнению и расширению набора тем и их (пере)структурированию.

Проблемное поле.

1. Узкое место — кадры

В поиске форм поддержки и развития МСП государство сфокусировалось в основном на правовых и инфраструктурных инструментах, условиях ведения бизнеса и т.д. Но проблема №1 в этой сфере — не инфраструктурная, правовая или финансовая, а кадровая. Мы сталкиваемся с элементарным дефицитом количества и качества предпринимательских кадров, т.е. людей, способных создавать бизнесы и управлять ими. Низкая выживаемость субъектов МСП, в особенности вновь создаваемых — в гораздо большей степени результат компетентностных проблем предпринимательской среды, чем внешних условий.

2. Отраслевой дисбаланс

В связи с тем, что МСП ни на федеральном, ни на региональном уровне не рассматривается как возможный локомотив роста экономики, а в лучшем случае как форма «социалки» (массовая самозанятость), госпрограммы поддержки предпринимательства полностью рассинхронизированы с программами развития на уровне отраслевых приоритетов. Логика «мы развиваем производство и туризм, поэтому нам нужно столько-то новых бизнесов в производстве и столько-то в туризме» — пока недоступна управленцам, отвечающим за экономическое развитие.

3. Таблицы без карт

На сегодняшний день у управленцев отсутствует понимание бизнеса как фактора качества городской среды. Пространственное планирование, зонирование застройки и реконструкции урбанизированных территорий не включают в себя определение необходимого количества и распределения городских бизнесов — торговли, услуг и т.д. Никто и нигде не пытался картировать территории с целью определить потенциальную емкость локальных потребительских рынков, среднюю рентабельность бизнесов, работающих на них и т.д. Простые вопросы типа — сколько парикмахерских, прачечных или служб такси может «выдержать» город с населением в 100 000 жителей — остаются без ответа. Из-за этого государство ежегодно теряет сотни миллионов и миллиарды рублей, уходящих на поддержку бизнесов, у которых нет и не может быть рыночных перспектив.

4. Фетиш «погони за инвестором»

Власти регионального и муниципального уровня сегодня в куда большей степени ориентированы на привлечение внешних инвесторов (в идеале — крупных, лучше транснациональных компаний), чем на выращивание собственной предпринимательской среды. Это приводит к долгосрочным негативным последствиям — скажем, когда в регион заходит крупный сетевой ритейл, в первые полгода-год «ложится» местная торговля, а в следующие два — и местное производство, лишающееся локального рынка сбыта (в сети им вход закрыт) и не имеющее достаточных мощностей для выхода на какие-либо внешние рынки.

5. Проблемы с банковским кредитом

Жалобы на чрезвычайно высокие ставки по кредитам и дефицит качественных активов в качестве залоговой массы давно стали общим местом. В то же время в любой конкретной территории существует огромное количество некапитализированных (т.е. не включенных в коммерческий оборот) активов. Вопрос о том, почему эти активы не становятся инвестиционным инструментом (даже не в качестве залога, а для непосредственного инвестирования их в предпринимательские проекты в натуральной форме) — вопрос качества управленческого мышления и наработки соответствующих практик.

6. Недвижимость и логистика

Городские бизнесы стагнируют из-за высоких арендных ставок, которые, в свою очередь, являются неизбежным следствием растущего дефицита коммерческой и промышленной недвижимости в городах — являющегося, в свою очередь, результатом нарастающего дисбаланса в зонировании застройки и реконструкции урбанизированных территорий. Большинство так называемых «бизнес-инкубаторов», «технопарков» и т.д. по факту выполняют роль офисных и производственных помещений со льготной арендой, к чему и сводится практически весь их функционал развития. Однако проблемы это не решает, т.к. количество вводимых ежегодно новых квадратных метров жилья в разы опережает количество вводимых метров коммерческой и промышленной недвижимости — просто потому, что для девелоперов первое гораздо более выгодно и намного быстрее окупается. Никаких системных решений по выправлению этого дисбаланса мы не видим.

7. Коммунальная инфраструктура

Проблема подключения к электричеству, газу, воде или теплу — одно из наиболее узких мест в развитии бизнеса на территориях. Тарификация коммунальных услуг устроена таким образом, что промышленный и коммерческий сектора фактически дотируют жилой сектор. При этом сама коммунальная сфера продолжает оставаться планово убыточной, износ сетей нарастает, неплатежи, долги и т.д. вслед за ними.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма