Несколько соображений по поводу выступления Путина 1 сентября.
1. Моя любимая тема: в каком возрасте уже можно начинать играть всерьез. Образ у меня в лекциях — Александр Македонский (Искандер по-персидски), который с точки зрения что Демосфена, что Дария был «молодежным политиком» до тех пор, пока не подчинил и Афины, и Персеполис. У Путина это пример Петра Великого, который потешные полки начал создавать в 11, а флот в 16. Моя дочь (9 класс) написала в школьном сочинении по литературе, что взрослых не существует — собственно, я согласен, сейчас более чем когда-либо. Нынешняя медиа не взрослит, а инфантилизирует общество; и это, парадоксальным образом, создает младшим определенную фору — при условии, конечно, что у них достаточно амбиций, с чем в потребительском обществе проблема у всех, включая младших. Но ВВП, судя по всему, и делает ставку именно на их амбиции.
2. Структура выступления Путина — набор примеров из русской истории — царской и советской. Понятно, что сегодня это некий смысловой каркас его отношения к текущей ситуации, не случайно он так много уделил своего времени Ключевскому и Соловьеву. Крым — это не борьба за пространство, это борьба за время: Россия без Крыма это страна-лимитроф, рожденная в 1991 году и связанная с предыдущими Россиями лишь мутной и неочевидной цепочкой наследования. Такая Россия, безусловно, всех в мире устраивала. Россия с Крымом — это, наоборот, именно та самая Россия Петра, Екатерины, Пушкина, Толстого, Нахимова, Циолковского, Королева, Келдыша и Алферова. Такая Россия, конечно же, не устраивает никого. Собственно, именно это — претензия на право собственной истории — и есть главная дерзость, неслыханная, за которую нас теперь наказывают. А Путин, в свою очередь, обращаясь к детям, рожденным уже при его правлении, в ХХI веке, именно настаивает — вы часть той самой исторической России, наследники ее достижений, катастроф и обязательств.
3. В этом контексте очень важна история группы, участвовавшей в разработке «Искандера». Представьте, как выглядит это снаружи: президент, обращаясь к школьникам, приводит в пример для подражания людей, создавших очередное русское смертоносное оружие. Говорит детям, что вам тоже стоило бы заняться чем-то подобным. Кошмар пацифиста; но любой специалист в истории материальной культуры скажет, что локомотивом технического прогресса везде и всегда в мире была именно оборонка, и мы, как страна, до тех пор останемся в истории, пока сможем участвовать в этой гонке. Нравится это кому-то или нет.
4. Создание возможностей для молодых — всегда фикция, если не происходит реального обновления элит. В этом смысле путинский призыв к детям брать страну в свои руки — еще и скрытый сигнал тем, кто сегодня сидит в кабинетах и на потоках, под путинским же портретом. Пока сигнал очень мягкий; это, конечно, еще далеко не «огонь по штабам». Но чуткое ухо должно слышать отдаленные раскаты грома. Можно сколько угодно быть контрреволюционером и антимайдановцем, но нельзя не видеть, что цветные революции мобилизуют именно энергию новых поколений, которая, будучи невостребованной в замкнутых авторитарных системах, аккумулируется хозяевами глобального миропорядка через инструменты soft power и используется для отнюдь не soft взлома любых суверенитетов. В этом смысле единственный по-настоящему действенный защитный механизм — суметь аккумулировать ее самим, направив на лопасти своих турбин. Насколько я понимаю исходя из выступления в Сочи, президент видит задачу ближайшего десятилетия именно так. Передать страну не вассалам, а детям — тем, кто родился и вырос в те годы, когда он уже был у власти.