Губернаторов тем временем собирают в Крым на госсовет, который — о да! — пройдёт в этот раз в формате оргдеятельностной игры, причём даже с участием Самого. Форсайт, флипчарт, рефлексия, метапозиция, мыследеятельность, всё как мы любим. Как в известном анекдоте: «у меня ещё столько идей!»
Юмор тут в том, что «игротехникам» кажется, будто это новизна и свежий ветер. На самом деле и формат бородат — родом ещё из 70-х, и уместность сомнительна: одно дело три года назад, когда рейтинг 86% и вокруг благолепие, играйся сколько влезет, и совсем другое — сейчас, когда куда ни кинь, всюду хрен; и впору не воляпюк щедровитянский осваивать, а учить наизусть сборник изречений В.С.Черномырдина.
«Люди, которые играют в игры».
Лет пятнадцать назад, познакомившись вблизи с методологами и узнав про «деятельностный подход» и «мыследеятельность», я объявил, что создаю альтернативную концепцию — бездеятельностный подход. Когда мы учреждали в 2006-м Клуб мужчин-бездельников, я попытался сформулировать его основные принципы, но до письменной фиксации не дошёл, ибо лень.
Основная идея там была такая. Прочность системы всегда проверяется по слабому звену; в этом смысле «практики коллективного мышления» — это о том, как собрать кучу народа и заставить их думать как самый глупый из присутствующих. Рисовать схемы на флипчарте — это значит отбрасывать один из самых совершенных в мире инструментов мышления и коммуникации — русский язык — в пользу примитивной наскальной иероглифики, сделавшей бы честь какому-нибудь неолитическому племени. Вся концепция мыследеятельности — не более чем перенос марксовой модели «общественного характера производства» и связанного с этим конфликта производительных сил и производственных отношений на интеллектуальную сферу. Соответственно, это не более как голимый криптомарксизм, дурно усвоенный и изгаженный десятком самопальных неологизмов, словно бы специально сконструированных так, чтобы никто вообще ничего не понял.
Последнее нужно вот зачем. В среде методологов не принято говорить «иди на х..»; там вместо этого говорят «у тебя нерефлексивная позиция». Ну, такая форма дедовщины, свойственная данной интеллектуальной субкультуре. Иди и учи язык; потом возвращайся, проверим.
Соответственно, я утверждал, что столь грубая аналогия мышления и деятельности является в первую очередь антропологически безграмотной. Мышление — это никакая не «деятельность в интеллектуальной сфере», это именно анти-деятельность по своей базовой онтологии. Нейрофизиологи подтвердят: действие — всегда результат возбуждения нервных центров, мышление — результат их торможения. Старинный анекдот «что тут думать, трясти надо» в данном случае переворачивается таким образом, что мыследеятели нам предлагают думать примерно в таком же режиме, как если бы надо было трясти.
Schola (которая «школа») не случайно означала в греческом «свободное время». В этом смысле возможность по-настоящему свободного и качественного мышления является исключительной привилегией тех, кто сумел избавить себя от химеры «деятельности». И не сдохнуть при этом с голоду, разумеется; но это уже другой вопрос.
В этом смысле попытка натянуть сову на глобус (марксову модель фабрики с её разделением труда на философию), конечно, забавная, но мы, как говорил вождь и учитель, пойдём иным путём.
Ибо так завещали нам Будда и А.М.Пятигорский.
И еще.
Противопоставление «людей прошлого» с их типа косным и архаичным устаревшим мышлением, и «людей будущего» с их типа ярким-современным-креативным подходом – это космических масштабов глупость.
Странно, что она до сих пор в ходу, хотя 90-е вроде бы преподали нам урок, когда «люди будущего» в розовых штанишках довели родину до цугундера, из которого её вытащили «люди прошлого».
Нет никакого прошлого и будущего. Есть настоящее… и липовое.