С самого начала СВО фактически сложилось две системы снабжения воюющей группировки — официальная, по линии Минобороны, и неформальная (и полуформальная), в которой на народные сборы и спонсорские деньги закупалось и поставлялось всё то, что военнослужащие не могли получить по линии официального тыла, и что, тем не менее, было им жизненно необходимо. Это самая широкая номенклатура начиная от простых вещей и заканчивая сложной техникой, в т.ч. беспилотники и средства борьбы с ними.
Самым слабым местом этой второй системы с самого начала и по сей день была и остаётся логистика — товаропроводящая сеть, та инфраструктура, с помощью которой все эти вещи проходили путь от места приобретения к месту использования. Это касается и логистической, и финансовой, и организационной инфраструктуры поставок.
С самых первых месяцев СВО шли разговоры о необходимости построения систем, аналогичных по функционалу и технологической оснащённости современным товаропроводящим системам, таким как OZON, Wildberries, СДЭК. Выдвигались разные проекты и инициативы. Однако до практической реализации ничего из этого не дошло.
Сейчас подразделения, начиная с полкового и бригадного уровня, получили деньги на закупку необходимой высокотехнологичной продукции. Однако удобного механизма для того, чтобы такие закупки делать и соблюдать необходимые процедуры (в т.ч. отчётные) у командиров нет. И это приводит к тому, что для того, чтобы потратить эти деньги, они вынуждены либо изобретать сложные схемы, либо, не трогая их, по-прежнему надеяться на народные и спонсорские деньги.
Существующая товаропроводящая сеть, авторизованная МО — сеть Военторга — хотя и обладает значительной физической инфраструктурой, в очень малой степени помогает решать эту задачу. Есть различные версии её дальнейшей судьбы после смены руководства, в диапазоне вариантов от расформирования и строительства чего-то нового на её месте до постепенного реформирования и адаптации под новые принципы и задачи.
За период лето-осень ’24 я провёл много времени в воюющих подразделениях и штабах, на ПВД, в ТЭЧ и учебных центрах. А также получил большой объём информации о положении дел в сфере снабжения как предметами первой необходимости, так и высокотехнологичными изделиями — от сообщества обученных нами операторов БПЛА и командиров подразделений, и имею достаточно полную картину происходящего. В результате сформировался набор предложений, возможный к реализации при обоих вариантах — и изменения существующей системы, и строительства новой на её месте. В формате краткого обращения хотел бы предложить несколько тезисов, описывающих подход к вопросу.
1. Полноценно решить задачу снабжения не сможет по отдельности ни централизованная, ни децентрализованная система. Только определённый баланс той и другой, тщательно подобранный на основе анализа текущих потребностей.
2. Децентрализованная система снабжения должна быть достаточно открытой на вход и удобной к использованию для тех структур и команд, которые сейчас осуществляют такое снабжение собственными силами на основе горизонтальных договорённостей.
3. Через такую товаропроводящую сеть должны проходить не только предметы первой необходимости (еда, одежда, FMCG), но и высокотехнологичные изделия, которые сейчас по факту также являются в армии предметом первой необходимости и повседневного спроса.
4. Преодолеть существующие проблемы дефицитов, спекуляции, бартера, низовой коррупции и т.д. можно только путём максимального насыщения существующих ниш спроса широким ассортиментом предложения по максимально низкой, но всё же адекватной рынку цене.
5. Ключевым условием успеха этой стратегии является институциональное выстраивание нескольких процедур, в первую очередь — института репутации производителя/поставщика/изделия и института репутации покупателя/потребителя. Первое — это гарантия качества предложения, второе — гарантия «качества»(мотивации) спроса.
6. Для выстраивания адекватной ассортиментной политики товаропроводящей сети необходимо привлекать широкий круг практикующих снабженцев, занимающихся поставками на фронт, в т.ч. из волонтёрской среды, с помощью которых выстроить систему анализа и прогнозирования потребностей и их прогнозирования/планирования. Институт репутации изделий должен быть реализован с помощью сети экспертных центров, включающей в себя также и «потребителей», способных давать квалифицированную и при этом анонимную реальную обратную связь по продукции.
7. Институт репутации покупателя/потребителя — это не только страховка от злоупотреблений (присвоение, перекупка, бартер, неправомерное использование и т.д.), но и возможность управлять «продуктопотоками» с целью максимальной эффективности применения реализуемых через эту сеть изделий.
8. Никакое самое качественное изделие само по себе не является продуктом, готовым к употреблению. Ему необходима адекватная сервисная оболочка. В особенности это касается высокотехнологичных изделий, таких как беспилотники и средства РЭБ. Такая оболочка неизбежно включает в себя обучение/инструктаж, техподдержку, ремонт, апгрейд, поставку расходников и необходимой периферии. А также помощь пользователям в освоении, разработке и улучшении тактик применения, они же «пользовательские сценарии». Ни сами производители, ни штатные структуры МО сегодня не выполняют эту задачу.
9. Собираемая через такую систему обратная связь по применению будет очень полезна как военному руководству, так и самим производителям с точки зрения оценки реальной эффективности и востребованности изделий, а также путей их совершенствования и развития, поиска «узких мест» и типовых отказов.
10. Для товаропроводящей сети это означает, что вместе с товарами и в одном «пакете» с ними должны идти и услуги, составляющие эту сервисную оболочку. Которые сейчас производители либо не вообще могут оказывать, либо вынуждены долго, дорого и сложно выстраивать такую инфраструктуру собственными силами, закладывая её себестоимость в цену конечного изделия.
11. Цель — ситуация, при которой основные и наиболее востребованные товары и услуги находятся в постоянном наличии «на прилавке», в максимальной доступности для конечного потребителя и наиболее удобном для них месте, а более редкие и специализированные — доступны для дистанционного заказа и получения с помощью службы доставки (военный СДЭК).
12. Элементы такой системы существуют по отдельности и реализуются своими силами многими производителями, поставщиками и «альтернативными» снабженцами. В частности, такую систему приходится прямо сейчас строить для изделий НПЦ «Ушкуйник» — сеть центров внедрения на новых территориях.