Пунктиром
1. Вопрос о роли государства в экономическом развитии. Долгие годы в мейнстриме была концепция «ночного сторожа» и laissez-faire; в определенной степени она и сейчас влияет на умы, как минимум в экономическом блоке. Тем не менее чем дальше, тем больше эта идея приходила в противоречие с одним из главных credo путинизма — «цивилизаторская миссия России на евразийском пространстве должна быть продолжена» (что понимается одновременно и как задача, и как граничное условие выживания системы). А это по сути не что иное, как петровская идея «государства-прогрессора». И постепенно, шаг за шагом, власть начала осваивать эту роль, не скидывая с себя — на уровне официальной риторики — позиции казенного либерализма гайдаровского извода. Люди, предлагавшие ту или иную версию мобилизационного сценария, оставались в маргиналии, но само государство медленно и неуклюже двигалось — и продолжает двигаться в эту сторону, обкладываясь эвфемизмами вроде «инвестиционного климата» и «развития инфраструктуры». Сейчас, в 2014-м, особенно после Крыма, позиция оформилась окончательно: именно власть — главный «строитель капитализма», как она умеет и как понимает.
2. Развитие предпринимательства — другая задача, чем развитие экономики. Не подзадача, а именно другая задача, в той же мере образовательная и культурная, как экономическая. И, строго говоря, в такой постановке от самого верха она еще вообще не звучала. В лучшем случае это дело группы околовластных лоббистов, вроде квадриги РСПП-ТПП-ДР-Опора; теперь еще и АСИ etc.
3. Специалист по развитию предпринимательства — вовсе не та же «профессия», что «кадровый» предприниматель. Это больше чиновник, но чиновник специфический, эдакий «партизан при должности». В сущности, то самое стругацкое слово «прогрессор» — наилучший термин для описания этой роли. Жук в муравейнике.
4. Предприниматель в современном мире — совсем не то же самое, что знакомый нам еще по 90-м «бизнесюк» или «олигарх». Более того: сейчас он куда больше «хиппи», чем «яппи», и уж точно — «пророк». Бизнес-среда активно осваивает методологию и лексику религиозных сект и конфессий: «ангелы», «евангелисты», «заповеди» и т.п.
5. «Бизнес» в мире финансового капитализма — не более чем функция денег — или, точнее, капитала. Бизнесмен — это «мотор» тн «фирмы»: машинки по производству добавленной стоимости, с узко-финансовой точки зрения — денег из денег. Шумпетеровский инноватор — это тот же бизнесмен, обремененный еще и «нагрузкой» в виде трансформации технологического уклада, за счет коммерциализации новых научных открытий и разработок. Иначе говоря — приводной ремень сразу двух процессов — прироста капитала, с одной стороны, и НТР — с другой.
6. Предприниматель новой формации — это своеобразный революционер, меняющий порядок отношений. Уже не функция капитала, а наоборот — тот, кто превращает капитал в свою функцию; или, говоря марксистским языком, «производительную силу». Финансы в его картине мира — инструмент деятельности, а прибыль — не абсолютная цель, а граничное условие деятельности. Предпринимательский проект в первую очередь решает свою задачу, и лишь в рамках решения этой задачи генерирует предусмотренную схемой «добавленную стоимость».
7. Бизнесмен старой формации замотивирован главным образом на прибыль, и лишь потом на все остальное. Это очень сильная, доминирующая мотивация. Именно поэтому он сегодня все еще хозяин мира. Предприниматель нового типа может победить его в одном-единственном случае: если его мотивация будет еще круче. В пределе, он должен быть параноиком, маньяком — или пророком, если пользоваться тем же религиозным языком.
8. Прогрессор — мотор «фабрики» по производству таких маньяков, своего рода интегральный «маньяк». В мире Стругацких идентичность прогрессора удерживает позиция «агента» более высокой системы, в шмитовском языке — та самая связь «партизана» с «партией». Суперагент с миссией создать и удержать целый пул предпринимательских проектов, через подготовку и управление когортой «носителей знания». Если предприниматель описывается через метафору «полевого командира», то прогрессор — через метафору «вождя» и в то же время «жреца». А еще точнее — библейский Мелхиседек: «царь, пророк и первосвященник».
9. Граничное условие, при котором вся эта конструкция работает — цивилизация, отправляющая прогрессоров в периферийные миры, должна иметь четкое представление о превосходстве и набор соответствующих ценностей, на которых такое превосходство основано. В противном случае перевербовка агента — вопрос времени и ресурсов, не более того.