Новое

Своего рода кредо

Я занимался разными вещами. Я был алтарником в церкви, жэковским электриком с пассатижами, компьютерным сисадмином, верстальщиком газет, начальником интернет-отдела, журналистом – газетным, интернетовским, телевизионным, советником в аппарате правительства РФ, партийным функционером множества партий, да и сейчас всё время вторгаюсь в разные сферы. Диплом и кандидатская степень у меня по культурологии – по направлению теория и история культуры, а ещё я пару лет учился на факультете водоснабжения и канализации в строительном институте. А со следующей недели буду ещё и преподавать в РГГУ. Но и это всё очень узкое и недостаточное описание.

Тем не менее главная сфера, которую я считаю для себя своей, и по поводу которой я с раннего детства знал, что буду заниматься именно ей – это политика. Причём политика именно как публичный аспект власти. Одно из первых впечатлений детства – это поход с родителями на советские выборы, где я узнал, что самый главный у нас генеральный секретарь, и понял, что всё, что рассказывают в детском саду про космонавтов – это туфта, а на самом деле надо когда вырасту стать генеральным секретарём. Самая первая кампания в моей жизни – это когда директриса моей школы в 89-м году пошла на выборы в Моссовет, и я, никого не спросив, напечатал дома на печатной машинке под копирку больше сотни объявлений от имени ученика 4а класса с просьбой к соседям проголосовать за нашего директора и расклеил их на дверях домов и водосточных трубах. Она проиграла во втором туре, потому что против неё шёл бессмысленный демократ, а она ещё не вышла из КПСС. Я тогда в свои 11 лет тоже был, конечно, за демократию, но когда директриса проиграла, очень расстроился.

Август 91-го я пропустил, был в деревне – о чём переживаю до сих пор. Октябрь 93-го уже отработал от звонка до звонка на баррикадах возле белого дома, в качестве помощника одного из депутатов.

К тому времени я с двумя друзьями уже издал типографским тиражом один номер своего журнала, который назывался «Славия»; это был в основном литературно-философский журнал, но политика там тоже была, собственно второй номер и был в основном нашей подростковой рефлексией октябрьского опыта. А третьего не было, потому что на второй мы деньги ещё кое-как выпросили у разных людей, и даже успешно, с выгодой прОдали значительную часть тиража, но вырученные деньги мы пропили, потому что у нас даже мысли не было, что журнал может как-то окупаться.

Собственно, именно с этого этапного момента я и отсчитываю свой вот уже 13-летний политический опыт.

Я занимаюсь политикой не ради каких-то целей – будь то должности, ресурсы, слава или даже самореализация. Я просто так живу. Как Портос, «дерусь потому, что дерусь», т.к. иначе непонятно даже, как воздухом дышать. Впрочем, плюс этого занятия в том, что политиком можно оставаться всегда и везде – даже в тюрьме или на уборке картошки. Соответственно, на уровне подсознания я животно ненавижу людей, для которых политика – это не среда обитания, а территория охоты (т.е. место, куда они приходят извлекать ресурсы для чего-то другого). Примерно так, как абориген может ненавидеть пришлых колонизаторов. То есть я дружу с ними, вежливо улыбаюсь и т.д., но они чужие – и у меня не дрогнет рука погрузить томагавк им в череп или пустить отравленную стрелу в область копчика.

Наверное, важнейший вопрос моей жизни: когда приходит общее понимание о необходимости делать какое-нибудь правое дело, то обязательно вылезает кто-нибудь со словами «Давайте, давайте делать правое дело! Присоединяйтесь ко мне!», то немедленно следует ответ: «А почему я к тебе, а не ты ко мне? Почему ты лучше знаешь, какое дело правое?» И вот главное мастерство, которого я пытаюсь добиться – это умения правильно отвечать на такой вопрос.

То есть главный предмет моих интересов в политике – это феномен политического лидерства, формула лидерства. Отсюда – «его идеология»; его, а не моя – в той мере, в какой лидер — это он, а не я.

Быть там, где делается история; мыслить не как наблюдатель, а как если бы ты был главным действующим лицом. Не самоустраняться, не вставать в позу «делайте что хотите», мыслить возможностями, а не желаниями, но подчинять разум воле, а не волю разуму. И не останавливаться даже перед гранью безумия: лучше быть сумасшедшим, чем овощем.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма