Занимался тут душеполезным: перечитывал на досуге «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (не-этого-а-того, для тех кто не в курсе)). В сборнике, понятное дело, что-то вроде «Антология русской консервативной мысли» или как-то так. Почти тысяча лет тексту.
И логика его, этого самого Слова, меня сильно озадачила. Там противопоставление двух начал строится на том, что любой закон — это всего лишь отраженный свет, проекция, а благодать — свет изначальный и истинный, и посему благодать намного выше и главнее любого какого-то там закона. И отсюда подробное объяснение, почему иудеи со своим законом — это второй сорт, а вот мы, христиане, со своей благодатью — самый что ни на есть подлинный.
Упомянутая антология как раз этим текстом, понятное дело, открывается — ну, типа, хронологический первый «идеологический» прогон на русском языке. Основа основ.
И вот я думаю: поди построй в такой культуре правовое государство, коли у тебя вот это прямо в фундаменте. Ну, там же понятно, что именно из этой парадигмы по жизни получается — закон мертвая буква, закон что дышло, мало ли что там написано, а вот давайте-ка по совести (которая собственно и есть теперь вместо той самой благодати).
У шиитов, например, с приходом Махди законы шариата отменяются — но до этих пор они неукоснительно обязательны к исполнению. А тут получается, что Мессия как бы всю дорогу уже пришёл, но и закон тоже не то чтобы полностью отменяется, а просто при наличии нужного количества благодати на него можно забить.
Странные какие-то консервы, вот что я скажу.