Вынесу-ка, пожалуй, из твиттера свои заметки на полях.
Работаю сейчас с одним программным документом. Читаю и понимаю, как же развратила капитализм биржа. Из-за неё всем можно не париться по поводу дельты прибыли, а работать исключительно на рост оборота, приводящий автоматом к росту капитализации (с которого свои сливки и снимать). В результате экономика выращивает не мобильных и адаптивных теплокровных, а огромных вялых динозавров. Которые еле ползают и легко становятся полудохлыми при любых изменениях климата. Зато они большие. И, поскольку большие, втягивают кучу людей в свои квазисоциалистические автономные системы, в теплицу «социально ответственного бизнеса», обескровливая собственно рынок.
Собственно, с ростом размера эффективность неизбежно так или иначе падает, но биржа компенсирует динамикой курса вследствие роста размера. В итоге дикость: размер растёт, прибыль падает, курс растёт, доход растёт. Все счастливы.
Но физика процесса в том, что биржевой доход — это проекция ожидаемого, прогнозного роста оборота. Иными словами, в скрытом виде это кредит, т.е. деньги, взятые в долг у будущего. И тогда кризис и посткризисная депрессия – счёт, предъявляемый будущим к оплате.
Однако ж биржа – это ведь и есть сборочная площадка шумпетеровского экономического развития. «Их Госплан», как выражался когда-то Найшуль. Именно там капитализм аккумулирует рассеянные по рынку ресурсы на мейнстримных направлениях прорыва, мобилизуя их ожиданиями будущих прибылей от оного.
То есть мы в лице мировой биржи имеем дело глючной, сбоящей машинкой прогресса. Но поскольку наша собственная, иной конструкции, вообще навернулась и развалилась на запчасти, мы тамошнюю воспринимаем некритично, и стремимся под неё подстроиться в меру собственной адаптивности. Да и не имеем ни амбиций, ни ресурсов работать с ней как-то иначе.
Но как быть, если вдруг она не просто «барахлит», а именно системно не фурычит? Штука ж не только в том, что мы на периферии мейнстрима (как о том опять стенают Гуриев с Цывинским в Ведомостях), а в том, что сам мейнстрим, по ходу, еле дышит и вот-вот копыта откинет. И мир ждёт-пождёт новых «марксистов» с какой-нибудь животворящей, бодрящей Большой Альтернативой. Нужной не столько для того, чтоб кинуться в её объятия, сколько наоборот, для того, чтобы героически с ней бороться, в процессе этой борьбы мобилизуя и обновляя собственную модель. Да только, ждёт он её, видимо, теперь уже не от нас, сирых.
А мы теперь, в лучшем случае, просто ещё одна Канада. В британском смысле слова, ЕВПОЧЯ.