Новое

Эту неделю живу в двух параллельных измерениях.

 

 Одной частью – в нынешней реальности, где футбольный чемпионат, пенсионная реформа и бесконечные войны анонимных телеграммеров, а другой – уже на Острове.

Уже много лет не испытывал того азарта, когда несколько ночей подряд сидишь у монитора и пишешь программный код, вспоминая давно забытые PHP, Mysql и Javascript. Сейчас вернулось. Хочу не просто лекцию сделать, а показать несколько прикладных инструментов для организации интеллектуальной работы, причем в вебе, доступные для самостоятельного ощупывания. Несколько дней промаялся с Google API, изучая документацию и прикручивая свой софт к гугловым облакам. Но я не об этом.

При подготовке моего блока ключевой, сквозной темой стало «стратегическое время». Из трех ключевых факторов стратегии – сила, пространство и время – я сосредоточился именно на последнем. И здесь несколько тезисов, что называется, в разгон.

1. Философия (идеология, религия, убеждения) превращаются в стратегию именно там и тогда, где и когда включается фактор времени. Ценности превращаются в цели посредством добавления темпоральной алхимии; язык стратегии – это язык описания пути к цели на временном отрезке из точки «сейчас» в точку «цель». Стратегия – интегральная совокупность всего, что находится внутри этого отрезка.
2. Стратегическое время квантуется иначе, чем время «обычное»: если обычное время состоит из секунд, минут, часов, дней, недель и т.д., то стратегическое – из тактов, или ходов (шагов) стратегии. Есть промежуточная сущность – связанные цепочки ходов: операции. Одна из самых сложных задач стратегического мышления – увязка тактов стратегического времени с единицами времени обычного, с учетом люфтов, создаваемых рисками и неопределенностями «тумана войны».
3. Стратегическая игра – это борьба за выигрыш темпа, то есть локального временного преимущества в точке приложения силы. Успеть сделать нужный ход тактом раньше, чем его сделает противник. Одна из стратагем Го буквально звучит так: «лучший ход противника – твой лучший ход». В каждый конкретный момент игрового времени на всей доске есть ровно один «самый большой пункт», занятие которого в максимальной степени сдвигает баланс сил в твою пользу. При этом далеко не каждый твой ход является «самым большим» — часто ты делаешь десятки локальных, тактических ходов с задачей создать возможность сделать тот самый «большой ход» в тот момент, когда ты уже точно знаешь, что он возможен, а противник еще просто не успел этого понять.
4. Об этом – чуть подробнее. В истории японского Го был знаменитый игрок, Шусаку – и, пожалуй, самый известный его ход в легендарной партии, получившей название «Игра покрасневших ушей», сыгранной 11 сентября 1846 года между ним и Иноуэ Генаном, главой школы Иноуэ. Партия названа так потому, что после этого хода Шусаку присутствовавший среди зрителей врач заметил, что у учителя Иноуэ покраснели кончики ушей – стыд и досада на себя за то, что он не понял смысла этого хода. Именно в этот момент врач предположил, что белые проиграют партию, что и произошло вопреки уверенности большинства наблюдателей – тоже профессионалов игры – что позиция белых выглядит лучше. Об этом даже есть в русской википедии — https://ru.wikipedia.org/wiki/Игра_покрасневших_ушей. Для меня здесь важно, что этот переломный ход был 127-м в партии (64-м за чёрных) – предыдущие 63 хода чёрных предназначались для того, чтобы подготовить возможность его сделать.
5. Это очень важный момент для понимания. С одной стороны, такой ход – момент истины; не будь он сделан – партия была бы проиграна. С другой стороны, если бы не предыдущие 63, сама возможность его сделать не возникла бы; и в этом смысле он – лишь 64-й в цепочке.
6. Под этим углом интересно посмотреть на механику алгоритма созданной Гуглом AlphaGo – первой из компьютерных программ, сумевших победить «человеческих» чемпионов. Алгоритмизированная стратегия «искусственного интеллекта» построена на том, чтобы до определенного момента не дать противнику самой возможности совершить вообще никакой «большой ход», удерживая равный баланс на доске до того момента, пока ситуация не станет счётной – ну а дальше кремниевая считалка легко выберет победный вариант, пусть с разницей в пол-очка: в этом её возможности несоизмеримо выше человеческих. Тем любопытнее рассмотреть ту единственную партию, в которой Ли Седоль всё же смог победить AlphaGo – четвертая партия в серии, где у Ли таки получилось найти возможность «большого хода», причем сделанного на грани ошибки – но такой ошибки, которую кремниевые мозги AlphaGo оказались не в состоянии корректно обработать. Здесь уместен англоязычный термин kludge – так называемая «продуктивная ошибка», или, в терминах Сунь Цзы, «маневр».
7. Здесь – ключевая мысль этого блока. Согласно Сунь Цзы, «война ведется правильным боем, а выигрывается маневром; если ты не владеешь правильным боем, не можешь войну вести, если не владеешь маневром – не можешь её выиграть». Здесь важны оба компонента – «правильный бой» как совокупность обязательных тактов подготовки нужной тебе стратегической ситуации и «маневр» как разовое точечное действие за пределами существующих правил и алгоритмов. Управление стратегическим временем – это автоматизированный набор действий, выводящих тебя на заветную точку маневра – и в этот решающий момент максимальное, предельное усилие, дающее победу. Момента можно не дождаться, можно пропустить, можно не суметь его использовать – все это формулы поражения. Но гораздо более вероятный сценарий поражения для человека, не робота – ошибка в пространстве «правильного боя», в принципе исключающая возможность выхода на маневр.

Продолжение следует.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма