Путин на съезде ЕР расставил акценты таким образом: ЕР была и остаётся его опорной партией, и на нее по-прежнему делается основная ставка в следующем цикле. Совет по развитию и приоритетным проектам — основное предвыборное блюдо: ремейк истории с нацпроектами десятилетней давности, которые стали тогда трамплином для Медведева. Однако лейтмотив теперь — «все к людЯм»: будь ты хоть трижды герой, звезда экрана, чемпион и т.д. — будь добр, иди в регион, на одномандатный округ, общайся с избирателями, выслушивай от них все, что они скажут (а сказать им есть что), держи удар. На одних рассказах про корабли, бороздящие просторы Большого театра (они же самолеты, рассекающие над пустынями вокруг Пальмиры), выиграть выборы не выйдет. Да, была очередная прививка против популизма и «невыполнимых обещаний» — пас в сторону тех кандидатов, которым предстоит борьба с сильными оппонентами от левых партий; но в целом, конечно, триумфализма было куда меньше, чем в прошлые годы; основной тезис — «будет непросто». И кандидатам, и партии в целом.
В целом, я вижу такую развилку. По опыту только что прошедших праймериз (а наша команда непосредственно вела одного из кандидатов-одномандатников и в то же время мониторила несколько регионов, где шли другие кандидаты) видно, что избиратели видят в депутате в первую очередь эффективного лоббиста интересов территории — что, в общем, и естественно для распределительной экономики. Верхние же начальники призывают кандидатов быть в первую очередь эффективными коммуникаторами — но здесь-то и подкрадывается пресловутая засада с «вы держитесь»: люди все понимают, словами действительно не отделаешься. Более того, большинству избирателей в целом куда менее важны законы, принимаемые «для страны в целом»; гораздо важнее малые дела вплоть до детских площадок во дворах — безотносительно к тому, идёт речь про уровень депутата сельсовета или депутата Госдумы: для них все это «власть», которая либо «может», либо «не может».
Тактически вопрос решается посредством означенного совета — при Путине, но под руководством Медведева. Но если посмотреть за горизонт выборов как таковых, понятно, что политическое руководство дозревает до идеи функционального разделения блока задач текущего управления и блока «проектов развития», что бы это слово в 2016 году ни значило. Притом поиск организационной формы такого разделения функций еще идёт, и в этом ключевая уязвимость: легко попасть в ловушку, когда ты идёшь «к людЯм» с повесткой «приоритетных проектов», а тебя тычут носом в текущие трубы и ямы на дорогах, и тебе уже не до того, чтобы людей куда-то звать: дай Бог отбиться от выплеска накопившегося раздражения за издержки текущего житья-бытья. Ну и от удачливых, технологичных оппонентов, которые способны это раздражение оседлать и направить в нужное им русло.
Побеждает тот, кто точнее ловит темп — это хорошо знают мастера единоборств. Об этом немного было в речи у Путина — время изменилось, и кто не успел за ним — уже проиграл. Сложнее, когда речь идёт о коллективной игре, где темп определяется по наиболее слабому звену. Будем надеяться — а я вполне искренне делаю на это ставку — что нерв времени по-прежнему прощупывается нашей системой, и нынешних Сциллу (ментальность осаждённой крепости) и Харибду (поддаться внешнему давлению и лечь, в ожидании, что «нас простят») мы пройдём по осевой, без серьезных потерь. Слабых звеньев, что давно известно — вагон и маленькая тележка; скорее уж сильные в дефиците. Но накопленная прочность системы в целом, вкупе с достаточно компетентным и отмобилизованным (не в пример ситуации пятилетней давности) внутриполитическим блоком, даёт повод надеяться на успешный результат этого «единого госэкзамена».
Ссылка на статью:
https://www.facebook.com/alexey.chadayev/posts/1305197569509389