Я в последние три года много занимался обучением предпринимателей, но сам, конечно, предприниматель весьма посредственный. Как сказала одна воронежская нашистка, «ну какой из Леши руководитель — он же теоретик» (с характерным подфырком). Даже простые задачи вроде осметить проект, подобрать команду, распределить функции и нарезать задания для меня — адов труд; не говоря уж сделать звонок и о чем-то договориться, даже когда речь о знакомом человеке. На другое учён, чего уж там.
Однако худо-бедно за последние годы кое-какие возможности в решении сложных задач мы все-таки приобрели, и какие-никакие обороты набрали. А главное, нащупали наконец, в чем наше уникальное преимущество в своей нише. Вот вроде бы миллион человек в нашей стране работает в сфере образования, а при этом образовательных компаний, которые могли бы работать не по шаблону, а под клиентскую задачу, в стране почитай и нет. И пока одни жалуются на безработицу и беззарплатицу, другие стонут от отсутствия подготовленных кадров и необходимых компетенций даже у тех, кто уже занимает те или иные позиции.
Кого только мы не учили за эти три года — и стартаперов, и владельцев действующих бизнесов, и чиновников, и гражданских активистов, и пиарщиков, и партийных функционеров, и различных менеджеров, и даже корпоративные службы безопасности — суровых таких дядей с широкими плечами и буравящим взглядом. И многому за это время научились сами — начиная от переноса значительной части курса в онлайн — не только видеолекции и тесты, но и коллективная работа с документами, и разработка форм для паспортизации проектов, и CMS, и системы управления обратной связью в клиентских сервисах; — и заканчивая работой с 44-ФЗ, бессмысленным и беспощадным.
И вот что я понял.
Прежде чем учить современного человека хоть какому предмету или навыку, его прежде необходимо хоть немного, но подготовить к самому процессу восприятия новых знаний. Здесь на пути множество стереотипов — первый из которых в том, что учатся только дети и студенты, а я уже взрослый, я сам все знаю. Во-вторых — а кто вообще сказал, что эти знания действительно мне нужны и представляют хоть какую-то ценность? В-третьих, есть чисто технические проблемы — способности памяти, концентрации внимания, скорость усвоения информации и т.д. — разные люди очень различны в этом.
Самому мне теперь учиться приходится вообще все время; вечная школа. Впрочем, говорят, и Баффет с Цукербергом новые книжки поглощают десятками каждый месяц, хотя уж им-то куда.