Начал разбираться потихоньку для себя с историей парламентаризма. На русском языке материалов постыдно мало, опять пришлось набирать кучу текстов на всякой ненашей мове.
Пока предварительные рабочие вводные такие. Появление парламентов (генеральных штатов, кортесов, ландтагов, соборов и т.п.) — прямой результат роста городов и неизбежного в результате конфликта между городами и феодалами. Соответственно, старая логика феодальных статусов перестала нормально работать, и понадобился инструмент балансирования интересов между первыми двумя сословиями (дворянство/духовенство) и третьим. С этим связана вся эта заморочь с двухпалатностью, цензами и т.п.
Что интересно, для королей парламенты на старте всегда были способом обуздать старую знать, т.е.аристократию. Любопытно, что даже в России XXI века… ладно, я отвлекся. Но по мере последовавшего после разгрома старой знати и усиления королей (абсолютизмы) парламенты начинают отмирать, превращаться в декорацию. Тем временем в абсолютистских системах нарастают и копятся проблемы, и в эти моменты парламенты, долгие годы почти не существовавшие, вдруг превращаются в центры революций — так было и в Англии-1648, и во Франции-1789, и в России-1917, и в СССР-1989.
Наша ситуация особенно интересна, потому что партия большевиков была структурой, взявшейся представлять интересы не третьего, а четвёртого сословия, и уже в «Государстве и революции» обозначившейся как инструмент именно его диктата над всеми остальными («диктатура пролетариата»). Соответственно, парламентаризм, как и многопартийность, в такой логике были в принципе невозможны — они прямо противоречили архитектуре «пролетарского государства». Наше собственное третье было очень слабеньким и оказалось тогда разгромлено почти физически, и лишь через несколько поколений вновь появилось что-то на него похожее.
Сейчас мы имеем мутную ситуацию, когда есть старая аристократия (олигархи, служилое топ-чиновничество и госкапиталисты, вообще пацанат), есть третье сословие в виде не буржуазии, а бюджетазии и ее партий, коих всего две — «дали правильно» (ЕР) и «дали неправильно» (все остальные), и есть четвёртое в виде уже не пролетариата в собственном смысле, а абстинентов начиная от отходников и кончая гастерами. Соответственно, Кремль, правительство, госкорпы — это вотчина пацаната, ГД-ОП-ОНФ — бюджетазии, а все прочие — это разная несистемщина в самых диких формах, вплоть до исламского радикализма и донецкой партизанщины. И каждое из сословий в глубине души уверено, что страна — это только они.
Да, а паразитарный слой под названием «средний класс» (в переводе — привилегированная часть бюджетазии, самоосознающая себя как прозападно-буржуазную соль земли) исчез как не бывало за последние пять лет. Туда и дорога, но вопрос в том, кто теперь из оставшихся заявится в гегемоны.
Продолжаю сборку.