Новое

Запись в фейсбуке от 10 января 2017 г.

Когда-то давно объяснял на лекции, что главный русский вопрос — это не «кто виноват» и «что делать». Главный русский вопрос — «кто сколько съел». И по какому праву. Любой, кто его поднимает в той или иной форме, автоматически получает тефлоновую репутацию честного человека, единственного из всех правдоносца и правдоруба.

Тысячелетия жизни в зоне рискованного земледелия, ничего не попишешь. Вечная голодуха и вечная фиксация на этом — хлеб-всему-голова, кто-не-работает-тот-не-ест, заработать на хлеб и т.д. Вечное недоверие к любым специализациям — воин, торговец, учёный, священник и те под подозрением, что «ничего не делают и только наш хлеб едят». Не говоря уже о начальниках (любых), которые суть «дармоеды» (опять же термин) по определению.

Тут важно понимать, что земледелие — это в первую очередь коллективный труд. А где коллективный труд — там и распределиловка. А, значит, и центральный вопрос всей общественной дискуссии: кому и сколько «положено», и на каком основании.

Реальный ценностный конфликт у нас — не между «традициями» и «гейропой», мы сами те еще мастера систематически нарушать все и всяческие правила и традиции. Он — между ценностями индивидуального успеха, зашитыми в матрицу глобальной рыночной экономики, и нашим исконным «положено», с его императивом реквизировать любые частные «излишки» на общественную пользу.

Юмор в том, что прямым следствием мирового прогресса технологий является повсеместное обобществление труда — любого и всякого. А, значит, и распределиловки. Посадки топ-менеджеров Энрон за обман акционеров — это тоже про «положено». Перманентно высокие налоги в «развитых странах» — и это тоже про «положено».

В мире «положено» самое важное — иметь набор железобетонных аргументов в пользу того, почему нужно отнять у других и отдать тебе. Вариантов множество: ссылаться на всех имеющихся богов, заповеди предков, интересы страны, справедливость, извечную вину кого-то перед кем-то и т.д.

В прошлом году был примечательный эпизод. Катя Винокурова подняла хай на весь фейсбук, что фонду хосписов «Вера» грант не дали, а какому-то антимайдану, кажется — дали. Потом с тем же наехала на «Роснефть», даже президенту вопрос задавала.

Я вот думаю: вообще-то благотворительность — это право, а не обязанность. И для людей, и для компаний; безотносительно к тому, в чьей собственности они в данный момент находятся — собственник (будь то человек, группа лиц или даже государство) может решать судьбу дивидендов после их выплаты, но не операционных денег компании. Ну это если из здравого смысла и правовой логики исходить.

Но мы — из мира «положено». Который про то, что власть правильная тогда, когда отнимает у не очень хороших людей и отдаёт очень хорошим, а плохим — не отдаёт. Это ее главная, если не единственная функция; больше она низачем не нужна и только мешает — свободе и демократии, например.

Более того: даже болотные протесты со стороны создавали устойчивое впечатление, что вопрос не в искажении результатов волеизъявления, а в том, что перерисовали в какую-то не ту сторону. «Не дали» неким хорошим людям, а «дали» — каким-то «жуликам». Неправильно дали, надо передать. Как положено.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий я часто задаю себе вопрос: где же оно лежит, вот это, которое «положено». Как бы его найти и поставить, что ли.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма