Новое

Запись в фейсбуке от 22 января 2017 г.

Вчера вечером прочёл текст в Коммерсе про закрытые политические клубы и понял, что это моя любимая тема поиска «другого места». Поэтому в ночи полез изучать историю бардовского движения — вся эта тема про Визбора, который «спас целое поколение от маразма, уведя его в турпоход».

Я никогда не принадлежал к фан-клубу этого жанра, разве что в детстве знал наизусть едва ли не всего Высоцкого, но он сам категорически ругался, когда его называли «бардом». Ну и для меня он, соответственно, был поэт с гитарой, а не «бард».

Если про бардов как таковых, «грушинский фестиваль», то главная претензия была — эстетика так себе, все эти «солнышки лесные» с угреватыми лицами и запахом несвежего пота, «изгиб гитары жопый», неэротично. Но политика вопроса была очевидна — в лесу с гитарой можно было не оглядываться на секретаря парткома, худсовет и генеральную линию. Свобооода.

В моей юности таким пространством свободы оказались компьютерные сети — вначале Фидо, потом интернет-форумы, потом ЖЖ… но сейчас и тут везде партком, худсовет и генеральная линия, «другое место» вновь оказалось востребовано. Телеграм-каналы — последний чих эпохи поиска хоть какого-то «пространства свободы» в сети, где скоро будет стопятьсот шалтаев. Но тенденция уже определилась — новое «другое место» скоро будут искать уже вне сетей и гаджетов. Уже начали.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма