Новое

Запись в фейсбуке от 4 июля 2017 г.

Меня слегка злит, что проблему повестки кампании-2018 у нас обсуждают исключительно в контексте перебора пропагандистских тезисов. Что б такое сказать людям, чтоб они пошли и проголосовали. Нет, серьёзно, вы действительно считаете, что это и есть главная проблема и задача?

Я бы ставил вопрос иначе. Обсуждать не пропаганду (что и кому сказать), а реальное проблемное поле (что надо бы сделать в отечестве за предстоящие шесть лет). Оперировать не лозунгами, а задачами.

Роль президента, так уж сложилось у нас едва ли не с ельцинских времен — это не только роль «гаранта», но и роль основного постановщика задач, причем именно на уровне самых общих приоритетов. В политике приоритетов есть одна особенность, которую часто упускают из виду: ты занимаешься _этим_ – а значит, ты _не_ занимаешься _тем_. Иными словами, политика приоритетов — это не только выбор «чем заниматься», но и выбор «чем НЕ заниматься».

При этом в странах, где кроме госсистемы на поляне еще много кого есть – от корпораций до различных гражданских структур – отказ государства от тех или иных сфер чаще всего означает, что их подхватит и будет реализовывать этот самый негосударственный сектор. В нашем случае это чаще всего означает, что ими не будет заниматься вообще никто. Государство не будет реставрировать памятники – значит, они развалятся. Государство не будет учить детей – значит, вырастут неучами. Государство не будет лечить стариков – значит, вымрут. И далее так по всем пунктам.

Изменить систему таким образом, чтобы на поляне всерьез появились и другие, не завязанные на госаппарат субъекты политического/социального действия? Ну не до марта же.

То есть вопрос формирования повестки президентской кампании — это вопрос выбора тем, которыми государство _не_может_не_заниматься_. Это набор ключевых узлов, на которых вообще все держится и провал одного из них автоматически означает, что рухнет вся конструкция целиком. И реальная осмысленная дискуссия может быть только по поводу того, что именно необходимо на данном временном горизонте — 6 предстоящих лет — считать такими темами.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма