Будущих, как известно, бывает три.
Одно — прогноз: то, «куда все катится», если будет продолжаться как есть.
Второе — проект: то, как я хочу, чтобы было, вопреки всему, что происходит сейчас.
Третье — форс-мажор: «черный лебедь», он же «жареный петух», который возникает из ниоткуда и ломает как прогнозы, так и проекты.
Нынешние страдания про «трудности с поиском образа будущего» — от непонимания сути проблемы. А точнее, от ее искусственного сужения до дурацкого ТЗ «придумать пиар-картинку, чтобы впарить электорату на выборах».
Такой подход к задаче устарел еще в прошлом тысячелетии.
Реальная проблема — деградация культуры планирования, прогнозирования и управления рисками. Развитие понимается как «социально-экономическое развитие», поэтому главным стратегом становится финансист Кудрин, а общенациональная коммуникация по поводу того, «куда движемся», понимается как пиар — и тогда в студию призываются социолог Ослон, политтехнолог Костин и журналист Фадеев.
Есть простые тесты, которые ломают эту сусальную легенду. Например, наивный вопрос: а какой, по мнению высших руководителей страны, может быть будущая война? И насколько мы к ней готовы, если что? Неприятный, но куда более продуктивный формат о будущем, чем все эти бесконечные поиски «стратегий роста».
Но есть и другой, гораздо более надежный способ перевернуть стол.
Например, задать еще более наивный вопрос: э, коллеги, застрявшие в поисках образа будущего! А есть ли у вас под рукой хоть сколько-нибудь реалистичный…
…образ настоящего?
Ну то есть более-менее ясное и краткое самоописание — где мы, что мы, что у нас есть, чего нет, каковы наши сильные и слабые стороны. Что получилось, а что нет из ранее заявленных планов. И какие проблемы — именно проблемы, а не задачи — мы сами считаем для себя первоочередными?
Поставить себе диагноз. И уже в зависимости от этого — строить прогнозы, чертить планы и управлять рисками. Ну и на выборы выходить с простым и честным рассказом — вот, хотим за следующий период успеть сделать то-то и то-то. Представьте на секунду, что это уже сделано — вот и получится какой ни на есть годный «образ будущего».
Делов-то.