Наблюдая за думским десантом в Корпоративный университет Сбербанка — впитывать знания про блокчейн, криптовалюты, робототехнику, искусственный интеллект и т.д., думаю о следующем.
Ключевое отличие «модернизации» 2008-2012 от нынешнего, еще непоименованного, «цифрового поворота» государства — стилистическое. Тогда все по нюансам, деталям, ловили происходящее как нечто несерьезное, игрушечное, понарошку. Сейчас наоборот.
Интуитивно это понятно — когда в разгар НЭПа о сверхиндустриализации и плановой экономике говорил Троцкий в полемике с «правыми» — это было фантазией, левачеством и уклонизмом. Когда спустя три года ровно то же самое, чуть другими словами, начал говорить Сталин, анонсируя «Великий перелом» — все поняли: вот она, генеральная линия.
«Кучка интеллигентов, оторвавшихся от масс» — сказал отец народов о троцкистско-зиновьевской фронде в вегетарианском еще 1927-м. На самом деле — от аппаратных масс. От прослойки средних функционеров, которые в конечном счете и решают, что считать генеральной линией, а что уклоном.
В общем, то же самое можно сказать и об аппаратном поражении академика Глушкова с его мегапроектом т.н.»советского интернета» в середине 1960-х. Он был на голову выше своих оппонентов в понимании технологий, но бессилен в борьбе за поддержку внутри системы — в отличие от.
Интересно б поиграться с задачкой натренировать нейросетку на определение вероятности того, станет та или иная идеологема генеральной линией или отвалится в уклон. И какие факторы влияют в данном случае.