Внешняя политика — та сфера, где договоренности часто носят очень долгосрочный характер, выходя далеко за рамки одного или даже нескольких электоральных циклов. Соответственно, у авторитарных режимов есть своего рода преимущество: они могут брать на себя обязательства, которые существуют до тех пор, пока существует сам режим. А вот у демократий, где раз в четыре-пять лет возможен переход власти от одной политической силы к другой, должны быть специальные механизмы, обеспечивающие соблюдение внешнеполитических договоренностей безотносительно к тому, какая политическая сила на выборах побеждает. Иначе такая страна будет считаться недоговороспособной.
Лавров такой старорежимный министр — каким, видимо, был Горчаков или Сазонов. В его картине мира есть политический моносубъект Россия, от имени и по поручению которого он действует на внешней арене. Нет даже гипотезы по поводу возможности у нас внутриполитического диалога по выработке приоритетов внешней политики, а то, что в других странах такой диалог существует и на что-то даже влияет, воспринимается как досадное неудобство. В такой логике, конечно, гораздо легче взаимодействовать с монархиями и диктатурами, чем с парламентскими демократиями. Парламентская дипломатия, межпартийная дипломатия, любая низовая дипломатия — для него вещи малосущественные и непонятно зачем нужные.
И, надо сказать, я его понимаю: единый «заказчик», он же начальник, Чоткая Ясность в постановке задач. А тут — куча каких-то людей, все что-то такое себе думают и хотят, и всегда разного, чуть менее чем все — амбициозные малокомпетентные дебилы бл… отойдите, короче, в сторонку, пока я тут буду мир спасать.
Но, с другой стороны, именно полифония демократического общества создает ту самую клавиатуру, на которой так виртуозно научились играть американцы: окей, посольство будет выполнять все договоренности, но есть еще Сорос, а ему вообще плевать, он такой современный флибустьер Дрейк.
Путано сформулировал. Но главное, надеюсь, понятно: Непобедимая Армада потому и сгинула, что против нее вышли такие вот флибустьеры.