Новое

Революция: заметочка на полях.

В связи с нынешним провозглашением парламентом Каталонии независимости вспомнилось про человека, которого в Мадриде когда-то называли «бОльшим каталонцем, чем сами каталонцы». Человек этот — тот самый, кто в ночь с 25 на 26 октября 1917 года провозгласил в Зимнем дворце Советскую власть — Владимир Антонов-Овсеенко.

«И один из ворвавшихся, пенснишки тронув, 
Объявил, как о чем-то простом и несложном:
Я, председатель Реввоенкомитета Антонов,
Временное правительство объявляю низложенным»
//ВВ Маяковский//

Пришедший к большевикам из «межрайонцев», как и Троцкий, Антонов и в дальнейшем показал себя последовательным «троцкистом». Но, как человек, бывший своего рода иконой Октября, до поры до времени репрессий избегал. Троцкий уже давно был в изгнании, Зиновьев и Каменев уже сидели на скамьях подсудимых, а Антонов все ещё был ответственным советским работником — Генеральным консулом СССР в Барселоне. Из-за поддержки троцкистов, ПОУМовцев и анархо-синдикалистов у него и возник конфликт с республиканским премьером Негрином — тот даже пытался подать в отставку после размолвки с советским консулом. Собственно, Негрин-то его и обвинял в «каталонском сепаратизме».

Но в 38-м Антонова-Овсеенко, конечно, тоже расстреляли на Коммунарке. Увезли его прямо от режиссера Васильева, которого он консультировал по поводу съёмок фильма «Ленин в Октябре».

На фото — Антонов-Овсеенко (слева) на демонстрации в Барселоне 7 ноября 1936 года

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма