Новое

Запись в фейсбуке от 22 ноября 2017 г.

Два месяца назад я писал, что правильно сегодня не ждать гадаючи решения Путина о выдвижении или невыдвижении, а организовать полноценную общественную кампанию в поддержку его выдвижения. Наличие этой позиции в медиапространстве политически усилит любое из его возможных решений.

Жизнь сложилась иначе и забавнее: теперь нас пугают — то Собчак, то Медведевым, то Дюминым, и мы, лояльные государю, от всего этого верноподданно трепещем. То есть механика от обратного — в расчете на вздох облегчения, когда это окажется таки он. Терапевтическим эффектом на пике осеннего обострения послужило выдвижение Жириновского — страна поняла: раз этот в строю, значит, скорее всего, никаких неожиданностей не предполагается.

При этом как-то уже забыли главную мантру летнего межсезонья — что без допущения Навального и выборы не выборы: еще в сентябре уместно было троллить агитпроп за избегание фамилии «того-кого-нельзя-называть», а уже по состоянию на конец ноября он из Мордевольта стал неуловимым Джо, которого, в общем-то, можно поймать, но только он нахрен никому не сдался. Что ж, достижение.

Более того. Ошибкой оказались предсказания, что главной темой повестки кампании станет коррупция и борьба с нею. Весенний движ оказался фальстартом: к моменту входа кампании в активную фазу голем политико-развлекательного медиасознания уже накушался резиновыми уточками и захотел обновления меню. Юбилей революции внес свою лепту: сегодня вопрос кампании — скорее о справедливости, а точнее — о преодолении намечающегося классово-сословного разрыва, в большей степени, чем о том, кто конкретно, где и сколько украл. Собственно, поэтому-то и Собчак, вещающая в эфир программный манифест «партии рублевских дач», систематически мажет мимо повестки.

Придворные гуру и пандиты меж тем камлают на возобновление экономического роста, но их шаманские пляски также пропадают втуне, поскольку нет ответа на то, кто именно, какие группы населения от роста выиграют, даже если он таки случится. Жизнь вроде бы подсказывает, что на росте опять-таки выиграют только богатые — рост экономики в наших сегодняшних условиях почти автоматически означает рост неравенства.

При этом главным бунтующим племенем оказались вовсе не «люди с хорошими лицами», а наоборот — те, у кого лицо картошкой и на коже оного следы перегрузки печени: региональные элиты. Ковровая смена губернаторов — реакция на открытый игнор ими идущих из центра «панських вытребенек» вроде «проектных офисов» и «борьбы за инвестклимат» — у нас долги, куры дохнут и учителям зарплаты нечем платить (все ваши майские указы!), а вы к нам всё опять со своими скрам-эджайл-блокчейн-нанопиздобряк-инновациями. Уймитесь или дайте денег, говорят товарищи с мест — а им взамен присылают менеджеров и хипстеров с печатью искусственного интеллекта на лицах. Местные подкрякивают и быкуют, с каждым месяцем всё громче.

Отсюда вывод: главная интрига — вообще не в президентских выборах. А в том, как изменится с весны (в т.ч.и в кадровом измерении) политика федерального центра в отношении распределения доходов и межбюджетных правил. И это объясняет, в том числе, и идущую сейчас напряженную борьбу за механику выдвижения «основного кандидата» — от правящей партии или все-таки самодвигом.

И все идет к тому, что лучше бы от партии.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма